Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе МИФНС России N9 по Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 14 сентября 2020 года (N 2а-3848/2020) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 16 декабря 2020 года (N 33а-2260/2020) по административному исковому заявлению МИФНС России N 9 по Новгородской области к Кукановой Л.АМ. о взыскании задолженности по пеням.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы Кукановой Л.М, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Кукановой Л.М. о взыскании пеней за несвоевременную уплату НДФЛ за период с 01.09.2016г. по 23.12.2018г. в сумме 36004 руб. 70 коп, указав, что в 2011 году Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении Кукановой Л.М, по результатам которой вынесено решение N от 31.03.2011 года о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 28 781 руб, а также административному ответчику предложено уплатить недоимку по НДФЛ в сумме 191 874 руб. и пени в сумме 62 221 руб. 56 коп. До настоящего времени обязательства по уплате налогов административным ответчиком полностью не исполнены. В соответствии со статьей 75 НК РФ налогоплательщику за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начислены пени за несвоевременную уплату НДФЛ за период с 01.09.2016г. по 23.12.2018г, сумма которых составила 36 004 руб. 70 коп. Инспекцией 12 сентября 2019 года в адрес административного ответчика направлено требование N об уплате пеней, затем мировым судьей судебного участка N 30 Новгородского судебного района по делу N 2а-4831/2019 вынесен судебный приказ о взыскании с Кукановой Л.М. пени в сумме 36 004 руб. 70 коп, который был отменен в связи с принесением на него возражений. На день подачи настоящего заявления требование не исполнено, задолженность не погашена.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 14 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 16 декабря 2020 года, административный иск Инспекции оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 14 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 16 декабря 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 16 июня 2021 года, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Материалами дела установлено, что 15 октября 2007 года Куканова Л.М. продала объект недвижимости - 3/4 долей в праве на квартиру по адресу по адресу "адрес". Названная квартира находилась в ее собственности менее 3 лет. От продажи 3/4 долей Куканова Л.М. получила доход в сумме 2 227 500 руб.
В нарушение п. 1 ст. 229 НК РФ Куканова Л.М. не представила в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2007 год, в связи с чем решением Инспекции от 31 марта 2011 года N она была привлечена к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 28 781 руб. Тем же решением в связи с получением Кукановой Л.М. дохода от продажи вышеуказанного объекта недвижимости ей начислен налог на доходы физических лиц за 2007 год в сумме 191 874 руб. и пени в сумме 62221 руб. 56 коп.
Требование Инспекции N об уплате названной налоговой недоимки и штрафа в срок до 14.06.2011 года Кукановой Л.М. не было исполнено.
Приведенные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Новгородского районного суда от 15 декабря 2011 года (дело N2- 6360/2011), принятым по иску Инспекции к Кукановой Л.М. о взыскании налоговой недоимки и штрафа.
Этим же решением, удовлетворяя частично иск Инспекции, суд взыскал с Кукановой Л.М. в доход соответствующего бюджета штраф за непредставление в установленный срок декларации по налогу на доходы физических лиц за 2007 год в сумме 3 000 руб, недоимку по налогу на доходы в физических лиц за 2007 год в сумме 191 874 руб. и пени по налогу на доходы физических лиц за 2007 год в сумме 62 221 руб, недоимку по транспортному налогу за 2010 год в сумме 765 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 02 руб. 73 коп, а всего 257 863 руб. 29 коп.
15 марта 2012 года на основании выданного судом исполнительного листа судебным приставом-исполнителем ОСП Великого Новгорода возбуждено исполнительное производство N по взысканию с Кукановой Л.М. налоговой задолженности в сумме 257 863 руб. 29 коп.
Определением Новгородского районного суда от 15 мая 2012 года Кукановой Л.М. предоставлена рассрочка исполнения вышеуказанного решения на срок 86 месяцев начиная с 15 декабря 2012 года (7 лет 2 мес, то есть по 15 февраля 2019 года) с уплатой взысканных денежных средств по 3 000 руб. ежемесячно.
Как видно из представленных Кукановой Л.М. документов, исполнение решения суда в рассрочку в соответствии с вышеуказанным определением в 2012 -2014гг. ею исполнялось путем уплаты денежных средств судебному приставу-исполнителю, а начиная с 2015 года по настоящее время - за счет удержания денежных средств в размере 50% из пенсии по старости.
Также судом установлено, что за период с 1 сентября 2016 года по 23 декабря 2018 года на фактический остаток взысканной судом недоимки по налогу на доходы физических лиц, составлявший в указанный период с учетом его уменьшения за счет ежемесячных платежей от 171 095 руб. 36 коп. до 113 205 руб. 05 коп, Инспекция начислила Кукановой Л.М. пени в сумме 36 004 руб. 70 коп.
12 сентября 2019 года Инспекция направила Кукановой Л.М. требование N об уплате пени в сумме 36 004 руб. 70 коп, установив срок уплаты до 23 сентября 2019 года.
29 ноября 2019 года ввиду неисполнения Кукановой Л.М. требования на основании заявления Инспекции мировым судьей судебного участка N Новгородского судебного района Новгородской области вынесен судебный приказ о взыскании с Кукановой Л.М. пени в сумме 36 004 руб. 70 коп. (дело N).
января 2020 года судебный приказ был отменен в связи с принесением на него возражений относительно его исполнения.
июня 2020 года Инспекция обратилась в Новгородский районный суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из истечения установленного законом срока для принудительного взыскания с Кукановой Л.М. пени.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда по апелляционной жалобе Инспекции, с таким выводом согласился, указав, что требование N об уплате пеней в сумме 36 004 руб. 70 коп, начисленных за период с 01.09.2016г. по 23.12.2018г. в связи с несвоевременной уплатой налога на доходы физических лиц, выставлено Кукановой Л.М. Инспекцией 12 сентября 2019 года, то есть за пределами срока, установленного статьей 70 НК РФ, что свидетельствует о существенном нарушении процедуры взыскания и является основанием для отказа во взыскании пеней в сумме 36 004 руб. 70 коп.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют, так как основаны на неправильном применении норм процессуального права и налогового законодательства.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Процессуальных полномочий для проверки вынесенного мировым судьей судебного приказа у районного суда либо суда апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела не имеется.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом деле налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с Кукановой Л.М. неуплаченной суммы налога, в связи с чем было подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск.
Материалами административного дела подтверждается, что 29 ноября 2019 года ввиду неисполнения Кукановой Л.М. требования на основании заявления Инспекции мировым судьей судебного участка N 30 Новгородского судебного района Новгородской области вынесен судебный приказ о взыскании с Кукановой Л.М. пени в сумме 36 004 руб. 70 коп. (дело N 2а-4831/2019).
Определением мирового судьи от 24 января 2020 года судебный приказ был отменен в связи с поступлением возражений относительно его исполнения.
Следовательно, налоговый орган должен был обратиться с настоящим административным иском в срок не позднее 24 июля 2020 года, то есть в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление направлено в Новгородский районный суд Новгородской области 25 июня 2020 года, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока после отмены судебного приказа.
Отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента его отмены (данный срок соблюден), что суд не вправе был игнорировать при исследовании вопроса о сроке обращения в суд, наличии уважительных причин пропуска срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, возможности его восстановления; административным истцом исполнены положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение Новгородского районного суда Новгородской области от 14 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 16 декабря 2020 года нельзя признать законными, так как они приняты с неправильным применением норм материального права и существенным нарушением норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного судебного акта, что является в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для его отмены в кассационном порядке с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новгородского районного суда Новгородской области от 14 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 16 декабря 2020 года отменить, административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России N 9 по Новгородской области к Кукановой Л.АМ. о взыскании задолженности по пеням направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 7 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.