Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Городкова А.В, судей Кулешовой Е.А, Зеленского А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N 2а-179/2021) по кассационной жалобе администрации городского поселения город Бабаево Бабаевского муниципального района на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 4 мая 2021 года (N 33а-2096/2021) по административному исковому заявлению прокурора Бабаевского района Вологодской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения город Бабаево Бабаевского муниципального района о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Бабаевского района Вологодской области в защиту интересов жителей многоквартирного "адрес" обратился в суд с административным иском к администрации городского поселения город Бабаево Бабаевского муниципального района (далее - администрация г. Бабаево) о признании незаконным бездействия администрации г. Бабаево по определению управляющей организации; возложении обязанности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В обоснование требований указал, что в ходе проведения проверки по исполнению администрацией г. Бабаево жилищного законодательства в области выбора способа управления многоквартирным домом выявлены нарушения требований части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в неопределении управляющей организации по управлению многоквартирным домом по адресу: "адрес". Конкурсы по выбору управляющей организации для управления названным домом не состоялись. В связи с выявленным нарушением 12 февраля 2020 года внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих, однако мер по устранению выявленных нарушений не принято.
Решением Бабаевского районного суда Вологодской области от 10 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований прокурора Бабаевского района Вологодской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Бабаево отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 4 мая 2021 года решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 10 марта 2021 года отменено, принято решение, которым признано незаконным бездействие администрации городского поселения город Бабаево Бабаевского муниципального района по определению управляющей организации многоквартирного "адрес".
На администрацию городского поселения город Бабаево Бабаевского муниципального района возложена обязанность принять решение об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом "адрес" в течение 3 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
В кассационной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 4 мая 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 11 июня 2021 года, администрация г. Бабаево ставит вопрос об отмене судебного акта, полагая его постановленным с неправильным применением норм материального права и настаивая на отсутствии оснований для удовлетворения административного иска прокурора.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебного постановления в кассационном порядке, допущено не было.
Судом первой инстанции установлено, что лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Бабаевского района имеют 2 организации: ООО "Бабаевская управляющая компания", ООО "Борисовская управляющая компания".
В перечень организаций ни одна из управляющих организаций г. Бабаево не включена.
С 2015 года собственниками помещений многоквартирного жилого "адрес" не выбран и не реализован ни один из способов управления многоквартирным домом.
Квартиры в данном доме находятся в собственности граждан и городского поселения города Бабаево Бабаевского муниципального района.
Согласно информации администрации г. Бабаево 17 июля 2016 года на внеочередном общем собрании собственников помещений данного многоквартирного дома выбрана управляющая организация ООО "Бабаевская управляющая компания", которая 11 ноября 2016 года отказалась от управления многоквартирным домом в связи с имеющимися строительными недоделками.
10 января 2018 года, 16 апреля 2018 года, 19 октября 2020 года на внеочередных общих собраниях собственников помещений многоквартирного дома решение о выборе способа управления многоквартирного дома не принято в связи с отсутствием кворума.
4 декабря 2020 года открытый конкурс по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N по "адрес" признан несостоявшимися в связи с отсутствием заявок от управляющих организаций.
18 февраля 2021 года администрацией г. Бабаево объявлен новый конкурс по выбору управляющей организации, срок окончания подачи заявок установлен до 19 марта 2021 года.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией г. Бабаево принимаются меры по выбору управляющей организации по управлению вышеуказанным многоквартирным домом, после внесения представления об устранении нарушений жилищного законодательства ответчиком объявлен конкурс по выбору управляющей организации, при этом какого-либо бездействия административным ответчиком не допущено, так как управляющих компаний, имеющих лицензию и включенных в перечень организаций, в отношении которых может быть принято решение о выборе управляющей организации в порядке, предусмотренном пунктом 5 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1616, на территории городского поселения не имеется.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение в апелляционном порядке, не согласился с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно положениям части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с пунктом 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1616 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил определение управляющей организации осуществляется решением, в...
Пунктом 5 Правил установлено, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным органом не реже чем один раз в 5 лет, а также в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня наступления следующих событий, в том числе: поступление заявления управляющей организации об исключении ее из перечня организаций (подпункт "д" пункта 7 Правил).
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (пункт 5 Правил).
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Принятие административным ответчиком предусмотренного частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации решения обусловлено необходимостью обеспечения защиты прав собственников помещений в многоквартирных домах, создания благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, упорядочения процедуры передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации.
Из материалов дела следует, что предусмотренная частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил обязанность по принятию административным ответчиком решения по выбору управляющей организации для многоквартирного дома по адресу: "адрес", до настоящего времени не исполнена.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, отсутствие в перечне управляющих компаний организаций, в отношении которых может быть принято данное решение, не освобождает орган местного самоуправления от выполнения вышеуказанной обязанности, в том числе путем создания условий (организационного, финансового, налогового характера), направленных на стимулирование и повышение материальной и иной заинтересованности у действующих управляющих компаний для их включения в соответствующий перечень и привлечения их к участию в открытых конкурсах по выбору управляющей организации.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75 (далее - Порядок N 75).
Пунктом 3 названных Правил установлено, что конкурс проводится, если: собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом; принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано.
На основании пункта 59 Правил N 75, в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение 3 месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10 процентов.
Материалами дела установлено, что в период с 11 октября 2016 года по 29 октября 2020 года администрацией г. Бабаево организован только один открытый конкурс по выбору управляющей организации, предусмотренный частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 59 Правил N 75, возможности по привлечению к участию в конкурсе управляющих компаний, связанные с увеличением расчетного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в полном объеме административным ответчиком не использовались.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учел разъяснения Минстроя России, содержащиеся в письме от 24 апреля 2015 года N 12258-АЧ/04, согласно которым в случае возникновения ситуации, при которой возможно появление многоквартирных домов, в отношении которых возникает риск "остаться без управления", возможен случай определения органом местного самоуправления временной управляющей организации, который предлагается рассматривать как муниципальную преференцию в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Данная преференция может быть предоставлена в порядке, предусмотренном этим Законом и при соблюдении установленных требований.
Из информации Государственной жилищной инспекции Вологодской области следует, что в случаях возникновения чрезвычайной ситуации, при которой управляющая организация перестала осуществлять управление многоквартирным домом, вследствие чего возникла угроза для жизни и здоровья людей, возможность причинения значительного материального ущерба, орган местного самоуправления в порядке, определенном пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", вправе установить местный уровень реагирования и определить муниципальную организацию по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Административным ответчиком суду не были представлены доказательства, свидетельствующие о принятии исчерпывающих и своевременных мер, направленных на исполнение администрацией г. Бабаево обязанности, предусмотренной частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе связанных со своевременным проведением открытых конкурсов по выбору управляющей организации, созданием благоприятных условий для их деятельности, повышением экономических стимулов для их включения в список организаций, в отношении которых может быть принято соответствующее решение о выборе управляющей компании.
Обстоятельств, которые бы по объективным, непреодолимым причинам, не зависящим от деятельности административного ответчика, препятствовали исполнению возложенной законом обязанности, не установлено.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что с 2015 года собственниками помещений многоквартирного жилого "адрес" не выбран ни один из способов управления многоквартирным домом, а единственный конкурс по выбору управляющей организации, проведенный в период с 11 октября 2016 года по 29 октября 2020 года признан не состоявшимся, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрацией г. Бабаево допущено незаконное бездействие по определению управляющей организации многоквартирного "адрес", которое нарушает как права проживающих в нем лиц, так и права неопределенного круга лиц, поскольку из-за отсутствия надлежащего технического обслуживания общего имущества, непроведения периодических осмотров, неустранения имеющихся строительных недостатков создается опасность разрушения многоквартирного дома, повреждения рядом стоящих зданий, объектов коммунальной инфраструктуры всего городского поселения.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 4 мая 2021 года без изменения, кассационную жалобу администрации городского поселения город Бабаево Бабаевского муниципального района - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 4 мая 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 7 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.