Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 18 января 2021 года (N 2а-7/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 апреля 2021 года (N 33а-2015/2021) по административному исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" о возложении обязанности обустроить проезды к земельным участкам.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, выслушав прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Попову Е.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Сыктывдинского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский", в котором с учетом последующего уточнения требований просил суд возложить на администрацию муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" обязанность в срок до 1 октября 2022 года в соответствии с требованиями раздела 8 Свода правил 34.13330.2012 "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85" обустроить проезды от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами N), от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами N), от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами N), от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами N), от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N (вдоль земельных участков с кадастровым номерами N), от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами N).
В обоснование исковых требований прокурором указано, что по обращению ФИО4 о ненадлежащем состоянии дорожной сети в д. Пыдыгрезд с. Зеленец прокуратурой Сыктывдинского района проведена проверка, по результатам которой установлено, что в 2013-2015 годах администрацией муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" в кадастровом квартале 11:04:1701002 планировалось предоставление земельных участков льготной категории граждан, однако в отношении земельных участков, запланированных к предоставлению, кадастровые работы проведены не были. Предоставив льготной категории граждан земельные участки и предусмотрев к ним проезд, фактически орган местного самоуправления не принял мер к обустройству проездов, их формированию и передаче в собственность администрации сельского поселения, в результате чего транспортное сообщение в вышеуказанном кадастровом квартале является стихийным, осуществляется посредством накатанных грунтовых просек, содержание которых не осуществляется.
Определениями Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 18 ноября 2020 года и 23 декабря 2020 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 18 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 апреля 2021 года, на администрацию муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" возложена обязанность в срок не позднее 1 октября 2022 года обустроить проезды с твердом покрытием от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами N), от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами N), от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами N), от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами N), от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами N), от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N (вдоль земельных участков с кадастровыми номерами N).
В кассационной жалобе администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 апреля 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 23 июня 2021 года, ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Административный ответчик в кассационной жалобе настаивает на доводах, что прокурор является ненадлежащим административным истцом, поскольку в силу закона имеет право на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц, а в данном деле круг лиц, в интересах которых заявлен спор определен, и состоит из собственников земельных участков и их семей. Полагает, что судебным решением по делу затронуты интересы Федерального агентства водных ресурсов, не привлеченного к участию в деле. Кроме того указывает, что прокурором пропущен установленный законом срок обращения в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что 1 апреля 2013 года комиссией по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в собственность администрации МО МР "Сыктывдинский" принято решение, оформленное протоколом комиссии от 1 апреля 2013 года, о предоставлении в собственность бесплатно льготной категории граждан 12 земельных участков в с. Зеленец м. Пыдыгрезд.
На основании вышеуказанного протокола комиссии и заявлений граждан постановлениями администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" в 2013-2015 гг. в собственность льготной категории граждан на основании части 2 статьи 5 Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами N.
В 2020 году прокуратурой Сыктывдинского района по обращению ФИО4 по вопросу отсутствия подъезда к принадлежащему ему земельному участку проведена проверка деятельности администрации МО МР "Сыктывдинский" и администрации МО СП "Зеленец" по соблюдению требований земельного и градостроительного законодательства.
В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального района в кадастровом квартале N для предоставления льготной категории граждан в 2013-2015 гг. сформировано 33 земельных участка, спорные земельные участки в м. Пыдыгрезд с. Зеленец предоставлены гражданам в собственность бесплатно органом местного самоуправления в лице администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" в рамках реализации Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", как лицам, имеющим трех и более детей.
Рассматривая дело и приходя к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из того, что орган местного самоуправления, предоставивший земельные участки, обязан обеспечить такие земельные участки транспортной инфраструктурой, то есть возможностью подъезда к ним, в том числе автомобильным транспортом.
Вместе с тем, при выделении земельных участков льготной категории граждан соответствующая инфраструктура для использования земельных участков сформирована не была, проезды не сформированы, отсутствуют искусственные дорожные сооружения в виде водоотводных канав, труб и дорожного полотна. Доступ к земельным участкам на спорном массиве осуществляется стихийно, посредством накатанных просек.
Фактически земельные участки от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N, от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N, от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N, от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N, от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N, от земельного участка с кадастровым номером N до земельного участка с кадастровым номером N подъездными путями не обеспечены.
Таким образом, администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" в рамках принятых мер по улучшению жилищных условий граждан, имеющих трех и более детей, путем предоставления им земельных участков, не приняла мер к надлежащему обустройству проездов к ним, тогда как действующее законодательство предполагает необходимость обеспечения образуемых земельных участков транспортной инфраструктурой.
Принимая во внимание, что неисполнение административным ответчиком требований в области обеспечения земельных участков транспортной инфраструктурой нарушает права неопределенного круга лиц, использующих данные земельные участки, включая транспорт специальных служб, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора района и возложил на администрацию муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" обязанность устранить допущенные нарушения.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела.
Исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", орган местного самоуправления, предоставивший земельные участки, обязан обеспечить такие земельные участки транспортной инфраструктурой, в том числе возможностью подъезда к ним.
Выявленные факты нарушений административным ответчиком требований действующего законодательства подтверждены представленными суду материалами проведенной прокурорской проверки. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено. При производстве по делу отсутствие на день рассмотрения спора сформированных в соответствии с требованиями действующего законодательства проездов к земельным участкам администрацией муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" не оспаривалось.
Доводы кассационной жалобы о том, что прокурор района является ненадлежащим истцом, аналогичны позиции административного ответчика в суде апелляционной инстанции, которой в апелляционном определении судебной коллегии дана надлежащая оценка об их несостоятельности. В рассматриваемом случае у прокурора имелись основания для предъявления иска в интересах неопределенного круга лиц, поскольку заявленные им требования по существу сводятся к обустройству проездов к земельным участкам, которые будут использоваться не только собственниками данных земельных участков, но и неопределенным кругом лиц, включая специальные службы.
Непривлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов с учетом установленных обстоятельств дела не является процессуальным нарушением, повлиявшим на принятие обжалуемых судебных постановлений.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы о пропуске прокурором срока на обращение в суд не соответствуют нормам материального права и обстоятельствам дела, поскольку наличие нарушений законодательства установлено прокурором в ходе проведенной в 2020 году проверки.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" - без удовлетворения.
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 18 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 апреля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 13 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.