Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Белинской С.В, Ирышковой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 24 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 17 мая 2021 года по делу N 2-613/2020 по иску Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" о возложении обязанности обеспечить помещения изолятора горячим водоснабжением, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения прокурора г. ФИО3 (доверенность в деле),
УСТАНОВИЛА:
Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" (далее - ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" (далее - УФСИН России по РК), Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о возложении обязанности обеспечить помещения изолятора горячим водоснабжением. Просил обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России обеспечить горячим водоснабжением помещения корпусов N N, 2, 3, 4, в которых установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки (ванны), душевые сетки и т.п.) в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу; в случае недостаточности средств возложить обязанность выделить необходимые денежные средства для проведения указанных мероприятий на ФСИН России.
В обоснование иска прокурором указано на несоответствие ряда помещений ФКУ СИЗО-2 требованиям п.19.1 Свода правил 247.1325800.2016 "Следственные изолятора уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного Приказом Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N/пр, п.8.11 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-10, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N в части отсутствия горячего водоснабжения. С учетом неоднократного уточнения иска, в окончательной редакции просит обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК обеспечить горячим водоснабжением камеры N N, карцеры N N режимного корпуса N, камеры N N, 98-107 режимного корпуса N, камеры N N, 113-115 режимного корпуса N, камеры N N, 45-82, камеры специального блока N N режимного корпуса N в соответствии с требованиями Свода правил 247.1325800.2016, п.8.11 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-10, в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.
В последующем в письменном заявлении прокурор заявил об отказе от иска в части требований к ФСИН России о возложении обязанности выделить денежные средства для проведения указанных мероприятий. Отказ от иска в указанной части принят судом, определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований к ответчику ФСИН России прекращено.
Решением Сосногорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" о возложении обязанности обеспечить помещения изолятора горячим водоснабжением удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Прокурор в суде кассационной инстанции полагал, что оснований для отмены состоявшихся судебных актов по доводам жалобы не имеется.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с п.1.1 Устава ФКУ СИЗО-2 является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных.
В соответствии со ст. 74 Уголовно - исполнительного кодекса РФ, следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
В соответствии с п.2.1 Устава ФКУ СИЗО-2, предметом и целями его деятельности является создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.
Таким образом, на ФКУ СИЗО-2 распространяются требования по созданию для содержащихся в нем лиц надлежащих условий содержания.
Здания режимных корпусов N N переданы ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по "адрес" на основании договора о передаче федерального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ, что зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Последующий договор о передаче федерального имущества в оперативное управление ФКУ СИЗО-2 N заключен с ФСИН ДД.ММ.ГГГГ, по его условиям в права Учреждения входят владение, пользование и распоряжение в установленных законом пределах (п.2.1.1), в обязанности - несение расходов по содержанию, поддержание его в надлежащем техническом санитарном и противопожарном состоянии, проведение текущего и капитального ремонта (п.2.1.4).
Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в рамках надзора в деятельности ФКУ "Следственный изолятор N" УФСИН России по "адрес" выявлены нарушения требований уголовно - исполнительного законодательства РФ, в том числе в виде отсутствия центрального горячего водоснабжения помещений, о чем вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ.
По информации ответчика, горячим водоснабжением оборудованы камеры N N, 111, общежитие отряда хозяйственной обслуги, кабинеты медицинской части, банно-прачечный комплекс и пищеблок, отсутствует горячее водоснабжение в камерах N N, карцерах N N режимного корпуса N, камерах N N, 98-107 режимного корпуса N, камерах N N, 113-115 режимного корпуса N, камерах N N, 45-82, камерах специального блока N N режимного корпуса N ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по "адрес".
Установив, что выявленные нарушения непосредственным образом касаются обеспечения гуманных условий для содержания под стражей, отбывания наказания и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался следующими правовыми нормами.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии со ст. 10 Уголовно - исполнительного кодекса РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно пункту 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 245/пр утвержден и введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ Свод правил "Следственные изолятора уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования". Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом ДД.ММ.ГГГГ, имеет номер СП 247.1325800.2016.
Согласно п.1.1 указанного Свода правил, он устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).
Положения настоящего свода правил не распространяются на объекты капитального строительства, проектная документация которых до вступления в силу настоящего свода правил получила положительное заключение государственной экспертизы, а также на документы территориального планирования и документацию по планированию территории, утвержденные до вступления в силу настоящего свода правил (п.1.2).
Пунктом 19.1 СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 ("Внутренний водопровод и канализация зданий"), СП 31.13330 ("Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"), СП 32.13330 ("Канализация. Наружные сети и сооружения"), СП 118.13330 ("Общественные здания и сооружения").
Согласно п.19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: 1) к умывальникам - в камерах, помещениях медицинской части, в помещениях для хранения уборочного инвентаря, в бытовых комнатах, в уборных для персонала СИЗО и уборных при блоке комнат свиданий, в помещениях фотодактилоскопии, в комнатах чистки оружия, в помещениях аккумуляторной, комнатах для хранения и мытья инвентаря, применяемого для проверки передач, в комнатах обыска сборного отделения, в постирочных; 2) к мойкам (ваннам) - в комнатах мытья и хранения посуды; 3) к душевым сеткам - в душевых и санпропускнике; 4) к поливочным кранам; 5) в зданиям - прачечной, пищеблока, столовой, кухни, городка для содержания служебных собак.
При этом, суд первой инстанции не принял во внимание довод ответчиков о том, что положения Свода правил СП 247.1325800.2016 не распространяются на ранее построенные здания и помещения ФКУ СИЗО-2, возведенные в 1951, 1977, 2009 г.г, поскольку такое применение закона ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия свода правил по сравнению в теми, кто находится в зданиях исправительных учреждений, введенных в эксплуатацию позднее.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал в своих постановлениях, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Власти государства не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержании ~ __ находящихся в местах принудительного содержания", под уел OBI содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия. 5 с учетом установленной законом совокупности требований и территориального планирования и документацию по планированию территории, утвержденные до вступления в силу настоящего свода правил (п.1.2).
Пунктом 19.1 СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 ("Внутренний водопровод и канализация зданий"), СП 31.13330 ("Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"), СП 32.13330 ("Канализация. Наружные сети и сооружения"), СП 118.13330 ("Общественные здания и сооружения").
Согласно п.19.5 указанного Свода правил СП 247.1325800.2016, подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: 1) к умывальникам - в камерах, помещениях медицинской части, в помещениях для хранения уборочного инвентаря, в бытовых комнатах, в уборных для персонала СИЗО и уборных при блоке комнат свиданий, в помещениях фотодактилоскопии, в комнатах чистки оружия, в помещениях аккумуляторной, комнатах для хранения и мытья инвентаря, применяемого для проверки передач, в комнатах обыска сборного отделения, в постирочных; 2) к мойкам (ваннам) - в комнатах мытья и хранения посуды; 3) к душевым сеткам - в душевых и санпропускнике; 4) к поливочным кранам; 5) в зданиях - прачечной, пищеблока, столовой, кухни, городка для содержания служебных собак.
Выявленные прокуратурой нарушения непосредственным образом касаются обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключение под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.
Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией прокурора об отсутствии препятствий к переоборудованию рассматриваемых объектов, и с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Иные доводы кассационной жалобы фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, которые являлись предметом исследования, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 24 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 17 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.