Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А.
судей
Савинова К.А, Рогожиной Е.В.
при секретаре
Грушиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "ГалоПолимер Пермь" к Правительству Пермского края о признании недействующими со дня принятия пункты 118, 120, 121, 117, 3733 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п "Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункты 4129, 3596, 2705, 185, 3610, 5196, 620, 1316, 4047 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункты 4138, 3721, 4506, 4711, 3813, 3769, 3882, 3801, 6469 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункты 519, 518, 520, 522, 525, 526, 528, 517, 6340 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 27 мая 2021 года, которым административное исковое заявление было удовлетворено, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
На основании статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" Правительством Пермского края принято Постановление от 25 ноября 2017 года N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п). Нормативный правовой акт опубликован 04 декабря 2017 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", за N 48, а также размещен 30 ноября 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению к настоящему Постановлению.
Под пунктами 118, 120, 121, 117, 3733 таблицы 1 приложения "Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п включены здания с кадастровыми номерами "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", расположенные по адресу: "Адрес" и здание с кадастровым номером "Номер" расположенное по адресу: "Адрес"
Кроме того, Правительством Пермского края принято Постановление от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п). Нормативный правовой акт опубликован 03 декабря 2018 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", за N 48, часть 2, а также размещен 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год согласно приложению к настоящему Постановлению.
Под пунктами 4129, 3596, 2705, 185, 3610, 5196, 620, 1316, 4047 таблицы 1 приложения "Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п включены здания с кадастровыми номерами "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", расположенные по адресу: "Адрес" и здание с кадастровым номером "Номер", расположенное по адресу: "Адрес"
Также, Правительством Пермского края принято Постановление от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п). Нормативный правовой акт опубликован 09 декабря 2018 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", за N 48, том 2, а также размещен 02 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год согласно приложению к настоящему Постановлению.
Под пунктами 4138, 3721, 4506, 4711, 3813, 3769, 3882, 3801, 6469 таблицы 1 приложения "Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п включены здания с кадастровыми номерами "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", расположенные по адресу: "Адрес" и здание с кадастровым номером "Номер", расположенное по адресу: "Адрес"
Кроме того, Правительством Пермского края принято Постановление от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п).
Нормативный правовой акт опубликован 07 декабря 2020 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 49, том 1, а также размещен 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год согласно приложению к настоящему Постановлению.
Под пунктами 519, 518, 520, 522, 525, 526, 528, 517, 6340 таблицы 1 приложения "Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п включены здания с кадастровыми номерами "Номер", расположенные по адресу: "Адрес" и здание с кадастровым номером "Номер" расположенное по адресу: "Адрес"
АО "ГалоПолимер Пермь" обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия пункты 118, 120, 121, 117, 3733 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункты 4129, 3596, 2705, 185, 3610, 5196, 620, 1316, 4047 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункты 4138, 3721, 4506, 4711, 3813, 3769, 3882, 3801, 6469 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пункты 519, 518, 520, 522, 525, 526, 528, 517, 6340 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что вышеуказанные здания, принадлежащие ему на праве собственности, не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в Перечни противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога в большем размере.
Решением Пермского краевого суда от 27 мая 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Постановлено:
Административные исковые требования акционерного общества "ГалоПолимер Пермь" удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия пункты 118, 120, 121, 117, 3733 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год", определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признать не действующими со дня принятия пункты 4129, 3596, 2705, 185, 3610, 5196, 620, 1316, 4047 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год", определенного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признать не действующими со дня принятия пункты 4138, 3721, 4506, 4711, 3813, 3769, 3882, 3801, 6469 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая сто тимость, на 2020 год", определенного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признать не действующими со дня принятия пункты 519, 518, 520, 522, 525, 526, 528, 517, 6340 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год", определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" либо на "Официальном интернет-портале правовой информации".
Взыскать с Правительства Пермского края в пользу акционерного общества "ГалоПолимер Пермь" расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 18 000 рублей.
В апелляционной жалобе административным ответчиком Правительством Пермского края ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм права. Считает, что судом не было учтено, что судом первой инстанции неправильно установлены обстоятельства имеющие значения для дела.
Относительно апелляционной жалобы административным истцом, участвующим по делу прокурором Пермского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты" полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно соответствует одному из условий:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
По смыслу федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Из материалов дела следует, что АО "ГалоПолимер Пермь" на праве собственности принадлежат девять объектов недвижимого имущества - нежилые здания с кадастровыми номерами "Номер" расположенные по адресу: "Адрес" и здание с кадастровым номером "Номер", расположенное по адресу: "Адрес" что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
Спорные здания включены в таблицу N 1 приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год" к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года N 944-п под пунктами 118, 120, 121, 117, 3733, а также в таблицу N 1 приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год" к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п под пунктами 4129, 3596, 2705, 185, 3610, 5196, 620, 1316, 4047, и в таблицу N 1 приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год" к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п под пунктами 4138, 3721, 4506, 4711, 3813, 3769, 3882, 3801, 6469, а также в таблицу N 1 приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год" к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п под пунктами 519, 518, 520, 522, 525, 526, 528, 517, 6340.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания федерального и регионального законодательства, сделал верный вывод о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии оспариваемых норм федеральному и региональному законодательству, обоснованно констатировав, что спорные объекты недвижимости не отвечают признакам, содержащимся в статье 378.2 НК РФ.
Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Здание с кадастровым номером "Номер" общей площадью 1 361 кв.м, расположенное по адресу: "Адрес" включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. N 944-п под пунктом 118; в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. N 756-п под пунктом 4129; в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. N 874-п под пунктом 3769; в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 896-п под пунктом 518.
Здание с кадастровым номером "Номер", общей площадью 1 405 кв. м, расположенное по адресу: "Адрес" включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. N 944-п под пунктом 117: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. N 756-п под пунктом 1316: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. N 874-п под пунктом 3813: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 896-п под пунктом 517.
Здание с кадастровым номером "Номер", общей площадью 475 кв. м, расположенное по адресу: "Адрес" включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. N 944-п под пунктом 3733: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. N 756-п под пунктом 4047: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. N 874-п под пунктом 6469: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 896-п под пунктом 6340.
Как следует из позиции административного ответчика, здания включены в оспариваемые пункты Перечней в соответствии с наименованием объекта - содержащим слово "столовая" и следовательно, предназначено для использования в целях размещения объектов общественного питания.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости - нежилые здания с кадастровым номером "Номер" имеет назначение: "нежилое здание", наименование: "здание столовой", "здание столовой, корп.16", "столовая" соответственно
Здание с кадастровым номером "Номер" находится в пределах земельного участка с кадастровым номером "Номер", категория земель: земли населенных пунктов, имеющим вид разрешенного использования "под промтерриторию объекта 761".
Здание с кадастровым номером "Номер" расположено на земельном участке с кадастровым номером "Номер" имеющим вид разрешенного использования "объекты пожарной охраны (пожарная часть, пожарное депо, отдельно стоящее здания теплодымокамеры и учебной башни)".
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером "Номер" находится в пределах земельного участка с кадастровым номером "Номер", площадью 39 000 кв.м, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию 03 июня 2013 года, нежилое здание с кадастровым номером "Номер", состоит из 2-этажного нежилого здания, площадью 1361, 2 кв.м. В данном здании имеются помещения: электрощитовая, буфет, кладовые продуктов, вестибюль, тамбуры, лестничные клетки, умывальные, коридоры, туалеты, венткамеры, бойлерная, комната отдыха, душевые, раздевалки, овощной цех, машинное отделение, мясной цех, морозильные камеры, обеденный зал, мойки, хлеборезка, кухня, цех.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию 30 мая 2013 года, нежилое здание с кадастровым номером "Номер", состоит из 2-этажного нежилого здания, площадью 1406, 5 кв.м. В данном здании имеются помещения: лестничные клетки, разгрузочная, тепловой узел, бойлерная, вспомогательные помещения, коридоры, тамбуры, кладовая, венткамеры, кладовые основные, холодные камеры, банкетные залы, умывальник, комната отдыха, пекарный цех, мясной цех, кабинеты, раздевалка, умывальники, туалеты, обеденный зал, моечные, электрощитовая.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию 17 июля 2000 года, нежилое здание с кадастровым номером "Номер" состоит из: обеденный зал, компотная, кухня, склад, тамбур, овощной цех, мясной цех, моечная, хлеборезка
Наименование помещения в нежилых зданиях как помещение столовой, кухни, обеденного зала не является достаточным основанием для отнесения спорных объектов к объектам общественного питания, поскольку в абзаце 19 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации дано определение услуг общественного питания, под которыми понимаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.
В абзаце 20 статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации дано определение объекта организации общественного питания, имеющей зал обслуживания посетителей, под которым понимается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
Вместе с тем, в налоговом законодательстве отсутствуют определения указанных понятий, вследствие чего, в силу положений пункта 1 статьи 11 Кодекса подлежат применению понятия и термины, содержащиеся в иных отраслях законодательства.
Оказание услуг общественного питания в Российской Федерации регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N1515 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" (ранее действовало постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 года N1036), ГОСТом 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с "Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов"), введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 года N1676-ст, ГОСТом 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенным в действие приказом Росстандарта от 27.06.2013 года N191-ст.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания населению широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.
В силу пункта 3.8 ГОСТ 30389-2013, столовая: предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.
Согласно требованиям ГОСТ предприятие общественного питания как имущественный комплекс включает в себя необходимые помещения и оборудование.
В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ 32692-2014 (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.05.2014 года N459-ст, далее - ГОСТ 32692), при обслуживании потребителей на предприятиях (объектах) общественного питания должны соблюдаться следующие необходимые условия: наличие соответствующей материально-технической базы для обеспечения выбранных методов и форм обслуживания, включая планировку, состав, размеры и назначение помещений для потребителей и обслуживающего персонала, оснащение мебелью, технологическим оборудованием, столовой посудой, столовыми приборами, столовым бельем, раздаточным инвентарем, тарой, тележками для подачи блюд, напитков и для уборки использованной посуды.
Требования к такому рода помещениям и их оснащенности технологическим оборудованием установлены указанными ГОСТ 56766-2015, ГОСТ 32692-2014, а также ГОСТ 16318-77 (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 20.04.1977 года N973).
Как следует из ГОСТа 30389-2013 и Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N1515, Исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с перечнем услуг, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу в течение всего режима работы исполнителя (пункт 13 Правил). Предприятия (объекты) общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы к входу, необходимые справочно-информационные указатели. Территория, прилегающая к предприятию (объекту), должна быть благоустроена и освещена в темное время суток. На территории, прилегающей к ресторану, должна быть оборудована автостоянка, в том числе для инвалидов (не менее трех машиномест). Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг. В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя) Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами, условиями обслуживания и иной информацией, предусмотренной пунктами 9 и 10 настоящих Правил, как в зале, так и вне зала обслуживания. Цена услуги определяется стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте). (пункт 5.4 ГОСТ 30389-2013, пункты 10, 11 Правил).
Исполнитель при расчетах за оказываемые услуги выдает потребителю кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) направляет кассовый чек или бланк строгой отчетности потребителю в электронной форме с учетом требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (пункт 17 Правил).
Таким образом, определяющими признаками объекта организации общественного питания, имеющего зал обслуживания посетителей, является не наличие у него характеристик самостоятельного объекта капитального строительства, а соответствие требованиям, предъявляемым к набору оказываемых услуг, в том числе, в части наличия специально оборудованной площади, необходимой для оказания этих услуг, наличия доступа неограниченного числа лиц и возможности приобретения продукции общественного питания и покупных товаров.
Нежилые здания с кадастровыми номерами "Номер", "Номер" указанным требованиям не соответствуют, поскольку из материалов дела следует, что они фактически входит в состав зданий производственного назначения, задействованных в технологическом процессе, не используется для оказания услуг общественного питания в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности для неограниченного круга лиц, а также не используется для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, в то же время его функционирование обусловлено деятельностью общества.
Указанные здания используется для оказания услуг питания лицам, осуществляющим трудовую деятельность в АО "ГалоПолимер Пермь", в них также размещены кабинеты сотрудников общества.
Наличие в зданиях помещений, имеющих согласно технической документации назначение "кабинет", что не тождественно понятию "офис", не свидетельствует об их назначении, соответствующем статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером "Номер" "столовая" расположено на закрытой территории оздоровительного лагеря и используется для обеспечения деятельности детского оздоровительного лагеря. Наличие здания столовой как такового является необходимым условием по организации отдыха и оздоровления детей. При этом, здание представляет собой элемент общего комплекса детского оздоровительного лагеря.
Здание с кадастровым номером "Номер" общей площадью 4 359, 5 кв. м, расположенно по адресу: "Адрес" включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. N 756-п под пунктом 3596, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. N 874-п под пунктом 3882; в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 896-п под пунктом 520.
Здание с кадастровым номером "Номер" общей площадью 8 391, 9 кв. м, расположенное по адресу: "Адрес" включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. N 756-п под пунктом 3610: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. N 874-п под пунктом 3721: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 896-п под пунктом 525.
Здание с кадастровым номером "Номер" общей площадью 3 904, 1 кв. м, расположенное по адресу: "Адрес" включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. N 756-п под пунктом 620: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. N 874-п под пунктом 4711: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 896-п под пунктом 528.
Как следует из позиции административного ответчика, здания с кадастровыми номерами "Номер", "Номер", "Номер" включены в оспариваемые пункты Перечней в
соответствии с видом разрешенного использования земельных участков "Номер", "Номер" в пределах которых они находится "под производственную базу и административное здание", "административные, административно-хозяйственные и общественные организации".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости - нежилые здания с кадастровым номером "Номер", "Номер", "Номер" имеют назначение: "нежилое здание", наименование: "здание производственного корпуса", "здание корпуса N212, здание корпуса N232", "здание гаража, корпус N18" соответственно.
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером "Номер" находится в пределах земельного участка с кадастровым номером "Номер" с видом разрешенного использования - под производственную базу и административное здание. Здание с кадастровым номером "Номер" находится в пределах земельного участка с кадастровым номером "Номер" с видом разрешенного использования земельного участка - административные, административно-хозяйственные и общественные организации. Здание с кадастровым номером "Номер" находится в пределах земельного участка с кадастровым номером "Номер" с видом разрешенного использования земельного участка - под промтерриторию объекта 761.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию 01 февраля 2002 года, нежилое здание с кадастровым номером "Номер", состоит из следующих помещений: основная, электрощитовые, коридоры, тамбуры, тепловой пункт, венткамеры, кладовые, туалет, умывальная, кабинеты, гараж, подсобное помещение, мастерские, склады.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию 20 июня 2013 года, нежилое здание с кадастровым номером "Номер", состоит из следующих помещений: коридоры, подсобные помещения, служебное помещение, лестничные клетки, венткамеры, воздухозаборники, аккумуляторная, тамбуры, кислородная, кабельная шахта, компрессорная, кабинеты, архив, касса, музеи, санузлы, умывальная, бухгалтерии, туалеты, хозяйственные кладовые, сауна, душевые, мастерские, тепловой узел, складские помещения, электрощитовая, кабинет множительной техники, учебный класс, кладовые, архивы, комната приема пищи, АТС, ксероксные, генераторная, приемная, бытовые помещения, гардероб, буфет, серверная, комната гигиены, студия, радиоузел, конференц.зал.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию 23 мая 2013 года, нежилое здание с кадастровым номером "Номер", состоит из следующих помещений: гаражи, кабинеты, токарный цех, мастерские, коридоры, основная, вент.камеры, бойлерная, подс.помещ, умывальная, туалеты, подв.пом, тамбуры, лестничные клетки, душевая, бытовое помещение.
Здание с кадастровым номером "Номер", общей площадью 2 412 кв. м, расположенное по адресу: "Адрес" включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. N 944-п под пунктом 120: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. N 756-п под пунктом 2705: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. N 874-п под пунктом 3801: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 896-п под пунктом 519.
Здание с кадастровым номером "Номер" общей площадью 2356 кв. м, расположенное по адресу: "Адрес" включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 г. N 944-п под пунктом 121: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. N 756-п под пунктом 185: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. N 874-п под пунктом 4138: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 896-п под пунктом 522.
Как следует из позиции административного ответчика, здания с кадастровыми номерами "Номер", "Номер" включено в оспариваемые пункты Перечней, исходя из его наименования "здание административно-бытового корпуса N 260", "здание административного корпуса" соответсвенно.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости - нежилые здания с кадастровым номером "Номер", "Номер" имеют назначение: "нежилое здание", наименование: "здание административно-бытового корпуса N 260", "здание административного корпуса".
Объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами "Номер", "Номер" находится в пределах земельного участка с кадастровым номером "Номер", категория земель: земли населенных пунктов, имеющим вид разрешенного использования "под промтерриторию объекта 761".
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию 27 мая 2013 года, нежилое здание с кадастровым номером "Номер", состоит из следующих помещений: красные уголки, инструмент, щитовая, коридоры, тамбуры, тепловой пункт, венткамеры, кладовые, туалеты, умывальники, кабинеты, вестибюль, токарная, приборные, склад КИП, лестничная клетка, подсобные помещения, комната отдыха, раздевалки, сауна, архив, производствен.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию 21 мая 2013 года, нежилое здание с кадастровым номером "Номер", состоит из следующих помещений: лестничные клетки, коридоры, туалет, подсобные помещения, производствен, щитовые, трансформат, венткамеры.
Здание с кадастровым номером "Номер" общей площадью 3 026, 8 кв. м, расположенное по адресу: "Адрес" включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. N 756-п под пунктом 5196: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. N 874-п под пунктом 4506: в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 896-п под пунктом 526.
Как следует из позиции административного ответчика, здание с кадастровым номером "Номер" включено в оспариваемые пункты Перечней на основании Акта обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, из которого, по мнению административного ответчика следует, что свыше 20% площади объекта используется под размещение торговых, офисных объектов объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером "Номер" имеет назначение: "нежилое здание", наименование: "здание корпуса N7".
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером "Номер" находится в пределах земельного участка с кадастровым номером "Номер", категория земель: земли населенных пунктов, имеющим вид разрешенного использования "под промтерриторию объекта 761".
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию 13 июня 2013 года, нежилое здание с кадастровым номером "Номер", состоит из следующих помещений: цеха, коридоры, склады, слесарная, коридоры, мастерские, лестничные клетки, раздевалки, сушилка, умывальники, туалеты, подсобное помещение, душевая, теплов.пункт, матер. кладовые, основная, вент.камеры, бытовые помещения, инструмент, библиотеки, архив, кабинеты.
Таким образом, сведения об объектах, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета не позволяют прийти к выводу о наличии оснований для включения спорных объектов недвижимости в оспариваемые перечни.
Акт обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 19 сентября 2018 года в отношении здания с кадастровым номером "Номер", обоснованно признан судом первой инстанции не допустимым доказательством по делу, подтверждающим наличие законных оснований для включения спорного объекта в Перечни, поскольку в представленном акте содержится лишь общее указание на использование нежилых помещений здания в административных целях. В Акте не приведены выявленные в ходе обследования достаточные признаки, свидетельствующие о размещении офисов в здании. Приложенные к Актам фотографии не имеют привязки ни к адресу обследуемого объекта, ни к конкретным помещениям, что не позволяет определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Отсутствие описания и привязки представленных фотоматериалов к конкретным помещениям, отсутствие замеров площадей зафиксированных на фотоматериалах помещениях не позволяют установить (проверить) процентное соотношение площадей спорного здания, используемых под офисы и иные цели. Имеющиеся в материалах дела сведения не подтверждают использование более 20 процентов площади здания под соответствующие цели.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорные объекты недвижимого имущества в оспариваемые Перечни включены быть не могут, поскольку они не расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривал бы размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также не соответствуют критериям предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы административного ответчика также не подтверждают наличие оснований для включения спорных объектов недвижимости в оспариваемый Перечень. То обстоятельство, что согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и техническому паспорту в наименовании спорного здания имеется слово "административное", о правомерности его включения в Перечни само по себе без учета содержащихся в экспликации наименования и назначения помещений, его образующих, а также без проведения мероприятий по определению вида их фактического использования свидетельствовать не может.
Правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечни, не представлено.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела и доказательствами, оцененными по правилам статьи 84 КАС РФ, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 27 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 сентября 2021 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.