Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего
Сорокина М.С, Судей
Мироновой Н.В, Бушминой А.Е.
при секретаре
ФИО6
с участием: прокурора отдела Генеральной прокуратуры ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании, административное дело по административному исковому заявлению Избирательной комиссии Пермского края к Плотниковой Елене Александровне об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Плотниковой Елены Александровны, выдвинутой политической партией "Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Пермский одномандатный избирательный округ N 58", по апелляционной жалобе Избирательной комиссии Пермского края на решение Пермского краевого суда от 10 сентября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания нового созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N 4/28-8 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва одномандатного избирательного округа "Пермский край - Пермский одномандатный избирательный округ N 58" возложены на Избирательную комиссию Пермского края.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края N 180/12-3 от 29 июля 2021 года Плотникова Е.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва одномандатного избирательного округа "Пермский край - Пермский одномандатный избирательный округ N 58".
Избирательная комиссия Пермского края обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просила отменить регистрацию кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Плотниковой Елены Александровны, выдвинутой политической партией "Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Пермский одномандатный избирательный округ N 58" со ссылкой на то, что к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва одномандатного избирательного округа "Пермский край - Пермский одномандатный избирательный округ N 58", Плотниковой Е.А. не была исполнена обязанность, предусмотренная частью 13 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ), закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, поскольку по результатам проверки сведений, содержащихся в представленных ею документах, необходимых для регистрации кандидата, было выявлено наличие у нее иностранных финансовых инструментов ("данные изъяты" (1 шт.); "данные изъяты" (130 шт.)), что в силу требований пункта 10 части 12 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ является основанием для отмены регистрации кандидата.
Решением Пермского краевого суда от 10 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, отменена регистрация кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Плотниковой Елены Александровны, выдвинутой политической партией "Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Пермский одномандатный избирательный округ N 58".
В апелляционной жалобе Избирательная комиссия Пермского края просит решение Пермского краевого суда изменить в части содержания резолютивной части решения, полагая, что в резолютивной части решения отсутствуют: указание на удовлетворение административного требования административного истца "полностью"; указание на конкретное решение избирательной комиссии, которым кандидат Плотникова Е.А. была зарегистрирована - постановление Избирательной комиссии Пермского края от 29 июля 2021 года N 180/12-3, в связи с чем указанные обстоятельства могут привести к неправильному применению указанного решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Избирательная комиссия Пермского края не присутствовала, представлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 КАС РФ.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО7, полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 3 статьи 3, части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы и, в связи с этим, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ, других федеральных законов (часть 1 статьи 2 Федерального закона N 20-ФЗ).
Согласно части 13 статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ, гражданин Российской Федерации, выдвинутый кандидатом на выборах депутатов Государственной Думы, в том числе в составе федерального списка кандидатов, обязан к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, регистрации соответствующего федерального списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ).
Согласно пункту 10 части 12 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ, регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, может быть отменена верховным судом республики, краевым, областным судом, судом автономного округа, судом автономной области по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае: установления факта открытия или наличия у кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Регистрация кандидата при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (подпункт "и" части 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) под иностранными финансовыми инструментами понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.
Из материалов административного дела следует, что 18 июля 2021 года в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступило заявление Плотниковой Е.А. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Пермский край - Пермскому одномандатному избирательному округу N 58 политической партии "Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" (л.д. 23-24).
Проверив соблюдение требований Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ при предоставлении кандидатом Плотниковой Е.А, выдвинутой политической партией "Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Пермский одномандатный избирательный округ N 58", документов для регистрации, а также достоверность представленных сведений, руководствуясь статьями 29, 43, 47, 49, 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ Избирательная комиссия Пермского края зарегистрировала кандидата Плотникову Е.А, 1971 года рождения, выдвинутую политической партией "Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" по одномандатному избирательному округу "Пермский край - Пермский одномандатный избирательный округ N 58" на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (Постановление Избирательной комиссии Пермского края от 29 июля 2021 года N 180/12-3) (л.д.11).
В перечне документов, представленных для регистрации имеется уведомление административного ответчика Плотниковой Е.А. от 2 июля 2021 года о том, что она не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами (л.д.41).
По результатам проверки достоверности сведений о счетах, вкладах в банках и ценных бумагах кандидата Плотниковой Е.А, представленных в Избирательную комиссию Пермского края, которая была проведена на основании пункта 6.4 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации, было установлено, что на момент регистрации Плотниковой Е.А. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва одномандатного избирательного округа "Пермский край - Пермский одномандатный избирательный округ N 58" она имела ценные бумаги ("данные изъяты" (1 шт.); "данные изъяты" LLP (130 шт.)) (выгрузка результатов проверки по счетам от 17 августа 2021 года (л.д.10).
Согласно представленных пояснений Плотниковой Е.А. по поводу указанных акцией и иных ценных бумаг, принадлежащих ей, указала, что в АО Тинькофф банк к ее карте привязан брокерский счет, по которому банком самостоятельно производятся операции на фондовом рынке; фактически указанными акциями и другими ценными бумагами она не владеет (л.д.52).
Однако, согласно представленному брокерскому отчету меры к отчуждению акций были предприняты кандидатом Плотниковой Е.А. 12 августа 2021 года и 20 августа 2021 года, что в свою очередь свидетельствует о том, что на момент регистрации кандидата в депутаты Плотникова Е.А. владела иностранными финансовыми инструментами ("данные изъяты" (1 шт.); "данные изъяты" (130 шт.) (л.д.11).
Проанализировав приведенные положения федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исследовав представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие наличие у зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва одномандатного избирательного округа "Пермский край - Пермский одномандатный избирательный округ N 58" Плотниковой Е.А. к моменту представления ей документов, необходимых для ее регистрации, иностранных финансовых инструментов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Плотниковой Е.А. были допущены нарушения, являющиеся в силу требований пункта 10 части 12 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ, основанием для отмены ее регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва одномандатного избирательного округа "Пермский край - Пермский одномандатный избирательный округ N 58", в связи с чем удовлетворил заявленные административным истцом требования.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный характер, предопределяется обязанность государства создавать условия, которые гарантировали бы адекватное выражение суверенитета многонационального народа России посредством осуществления ее гражданами права на участие в управлении делами государства и, соответственно, формирования самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных обеспечивать в своей деятельности представительство и реализацию интересов народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Одновременно с этим федеральный законодатель в целях максимально полного информирования избирателей о кандидатах, участвующих в выборах, и формирования на этой основе осознанного электорального волеизъявления правомочен использовать необходимые правовые средства, направленные на выявление в отношении кандидатов на выборные публичные должности характеристик имущественного положения, как их самих, так и членов их семей, включая выяснение существующих у этих лиц зарубежных финансово-экономических связей, а также определять правовые последствия наличия достоверно подтвержденных соответствующих обстоятельств в зависимости от их характера. Предназначение подобных мер, востребованных в избирательном процессе, в том числе с учетом сложившегося понимания подлинных выборов как сопряженных с обеспечением свободного доступа избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, коррелирует также с конституционно значимыми целями по обеспечению эффективного функционирования национального механизма народовластия и предотвращению рисков, обусловленных возможностью сращивания политической власти и бизнеса, проявлениями зависимости лиц, замещающих выборные публичные должности, от неправомерного влияния, в том числе извне.
Повышенные требования, предъявляемые к качеству избирательного процесса и к участникам соответствующих правоотношений, лежат в том числе в основе действующего правового регулирования, которое исходит из того, что сообщение кандидатом (избирательным объединением) сведений об имущественном положении, в котором находится конкретное лицо, а также сведений, указывающих на наличие или отсутствие взаимоотношений с иностранными правопорядками, в том числе финансово-имущественного характера, является необходимым процедурным условием реализации пассивного избирательного права (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года N 1742-О).
Материалами дела достоверно подтверждается, что к моменту предоставления документов в Избирательную комиссию Пермского края, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва одномандатного избирательного округа "Пермский край - Пермский одномандатный избирательный округ N 58", Плотниковой Е.А. не была исполнена предусмотренная законом обязанность осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, что на указанную дату в ее владении и пользовании находились ценные бумаги (акции), являющиеся в силу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 79-ФЗ иностранными финансовыми инструментами, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги: ISIN: "данные изъяты" в количестве 1 шт.; ISIN: "данные изъяты" эмитента "данные изъяты" в количестве 130 шт.
Следовательно, данные обстоятельства в силу требований пункта 10 части 12 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ являются достаточным основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва одномандатного избирательного округа "Пермский край - Пермский одномандатный избирательный округ N 58", в связи с чем решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска об отмене регистрации названного кандидата следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что резолютивная часть решения суда не соответствует требованиям пунктов 1 и 2 части 6 статьи 180 КАС РФ, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку резолютивная часть решения содержит все предусмотренные частью 6 статьи 180 КАС РФ выводы и сведения, которые должны быть в ней указаны исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, принятое по делу решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 10 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Избирательной комиссии Пермского края без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение 6 месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.