Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Бушминой А.Е, Мироновой Н.В.
при секретаре ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Избирательной комиссии Пермского края об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва Галимуллина Марата Мулыяновича, включенного в зарегистрированный единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением "ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", по апелляционной жалобе избирательного объединения "ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" на решение Пермского краевого суда от 7 сентября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С, объяснения представителя избирательного объединения "ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" - ФИО7, заключение начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО8, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 17 июня 2021 года N 2134 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва" на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 12 июля 2021 года N 170/03-3 заверен единый список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва в количестве 121 человек, выдвинутый избирательным объединением "ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 25 июля 2021 года N 179/06-3 (далее - Постановление N 179/06-3) зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва, в количестве 117 человек, выдвинутый избирательным объединением "ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", в состав которого в Региональной группе "Свердловская N 11" (одномандатный округ N 11) под N 5 включен Галимуллин М.М.
Избирательная комиссия Пермского края обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просила отменить регистрацию кандидата в депутаты Галимуллина М.М, включенного в зарегистрированный единый список кандидатов со ссылкой на то, что к моменту представления документов, необходимых для регистрации единого списка кандидатов, в состав которого включен Галимуллин М.М, им не была исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 2.3 статьи 28 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" (далее - Закон Пермского края N 766-ПК), закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, поскольку по результатам проверки сведений, содержащихся в представленных им документах, необходимых для регистрации кандидата, было выявлено наличие у него иностранных финансовых инструментов (BrokerCreditService Structured Products PLC (5 шт.)), что в силу требований пункта 9 статьи 82 Закона Пермского края N 766-ПК является основанием для отмены регистрации кандидата.
Решением Пермского краевого суда от 7 сентября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, отменена регистрация Галимуллина М.М. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края четвертого созыва, включенного в зарегистрированный единый список кандидатов.
В апелляционной жалобе избирательное объединение "ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (далее - избирательное объединение) ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска со ссылкой на то, что представленная в обоснование заявленных административным истцом требований справка - брокерский отчет ООО "Компания БКС" не могла быть принята судом в качестве доказательства и положена в основу обжалуемого решения, поскольку в ней нет каких-либо данных, позволяющих идентифицировать Галимуллина М.М, в ней указывается на наличие не пяти, а двух еврооблигаций, в ней указано на факт продажи еврооблигаций 26 августа 2021 года, тогда как справка выдана о движении по счету только за 30 августа 2021 года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель избирательного объединения - ФИО9 (с использованием систем видео-конференц-связи) просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, заключение начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО8, полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 3 статьи 3, части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы и, в связи с этим, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом N 67-ФЗ, Законом Пермского края N 766-ПК.
В соответствии с пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Согласно пункту 9 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом "в", "д", "з" или "и" пункта 7 настоящей статьи.
Регистрация кандидата при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (подпункт "и" части 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в статьях 28, 82 Закона Пермского края N 766-ПК.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) под иностранными финансовыми инструментами понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в Избирательную комиссию Пермского края уполномоченным представителем избирательного объединения были представлены документы, необходимые для заверения и регистрации единого списка кандидатов, включая кандидата Галимуллина М.М.
В перечне документов, представленных для регистрации данного кандидата, имеется уведомление административного ответчика от 16 июля 2021 года о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Постановлением N 179/06-3 зарегистрирован единый список кандидатов, в составе которого значится Галимуллин М.М. (N 5 Региональной группы "Свердловская N 11" (одномандатный округ N 11)).
По результатам проверки достоверности сведений о счетах, вкладах в банках и ценных бумагах кандидата Галимуллина М.М, представленных в Избирательную комиссию Пермского края, которая была проведена на основании пункта 6.4 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации, было установлено, что зарегистрированный в составе единого списка кандидат Галимуллин М.М. имеет ценные бумаги (еврооблигации): BrokerCreditService Structured Products PLC (5 шт.) (выгрузка результатов проверки по счетам от 3 августа 2021 года).
Проанализировав приведенные положения федерального и регионального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исследовав представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие наличие у зарегистрированного в составе единого списка кандидатов Галимуллина М.М. к моменту представления уполномоченным представителем избирательного объединения в Избирательную комиссию Пермского края документов, необходимых для регистрации единого списка кандидатов, иностранных финансовых инструментов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Галимуллиным М.М. были допущены нарушения, являющиеся в силу требований пункта 9 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 9 статьи 82 Закона Пермского края N 766-ПК основанием для отмены его регистрации в качестве кандидата, включенного в зарегистрированный единый список кандидатов, в связи с чем удовлетворил заявленные административным истцом требования.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный характер, предопределяется обязанность государства создавать условия, которые гарантировали бы адекватное выражение суверенитета многонационального народа России посредством осуществления ее гражданами права на участие в управлении делами государства и, соответственно, формирования самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных обеспечивать в своей деятельности представительство и реализацию интересов народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Одновременно с этим федеральный законодатель в целях максимально полного информирования избирателей о кандидатах, участвующих в выборах, и формирования на этой основе осознанного электорального волеизъявления правомочен использовать необходимые правовые средства, направленные на выявление в отношении кандидатов на выборные публичные должности характеристик имущественного положения, как их самих, так и членов их семей, включая выяснение существующих у этих лиц зарубежных финансово-экономических связей, а также определять правовые последствия наличия достоверно подтвержденных соответствующих обстоятельств в зависимости от их характера. Предназначение подобных мер, востребованных в избирательном процессе, в том числе с учетом сложившегося понимания подлинных выборов как сопряженных с обеспечением свободного доступа избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, коррелирует также с конституционно значимыми целями по обеспечению эффективного функционирования национального механизма народовластия и предотвращению рисков, обусловленных возможностью сращивания политической власти и бизнеса, проявлениями зависимости лиц, замещающих выборные публичные должности, от неправомерного влияния, в том числе извне.
Повышенные требования, предъявляемые к качеству избирательного процесса и к участникам соответствующих правоотношений, лежат в том числе в основе действующего правового регулирования, которое исходит из того, что сообщение кандидатом (избирательным объединением) сведений об имущественном положении, в котором находится конкретное лицо, а также сведений, указывающих на наличие или отсутствие взаимоотношений с иностранными правопорядками, в том числе финансово-имущественного характера, является необходимым процедурным условием реализации пассивного избирательного права (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года N 1742-О).
Материалами дела достоверно подтверждается, что к моменту предоставления в Избирательную комиссию Пермского края документов, необходимых для регистрации единого списка кандидатов, Галимуллиным М.М. не была исполнена предусмотренная законом обязанность осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, что на указанную дату в его владении и пользовании находились ценные бумаги (акции), являющиеся в силу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 79-ФЗ иностранными финансовыми инструментами, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги: BrokerCreditService Structured Products PLC (ISIN: XS2065019957) - 5 шт.
Следовательно, данные обстоятельства в силу требований пункта 9 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, пункта 9 статьи 82 Закона Пермского края N 766-ПК являются самостоятельным и достаточным основанием для отмены регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный единый список кандидатов, в связи с чем решение суда первой инстанции об удовлетворении административного иска об отмене регистрации названного кандидата следует признать законным и обоснованным.
Судебная коллегия отклоняет как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что представленная в обоснование заявленных административным истцом требований справка - брокерский отчет ООО "Компания БКС" не могла быть принята судом в качестве доказательства и положена в основу обжалуемого решения ввиду того, что в данной справке нет каких-либо данных, позволяющих идентифицировать Галимуллина М.М, что в ней указывается на наличие не пяти, а двух еврооблигаций.
Вопреки указанным доводам факт наличия у кандидата Галимуллина М.М. в юридически значимый период пяти вышеназванных еврооблигаций подтверждается предоставленными по запросу Избирательной комиссии Пермского края, который содержал данные, позволяющие идентифицировать кандидата, сведениями участников финансового рынка, полученными в установленном порядке с использованием информационных ресурсов Банка России, достоверность которых у судебной коллегии сомнений не вызывает.
То обстоятельство, что впоследствии еврооблигации были проданы Галимуллиным М.М, не могут являться основанием для отмены решения суда и отказа в удовлетворении административного иска с учетом не выполнения им требований закона прекратить владение иностранными финансовыми инструментами на день представления документов, необходимых для регистрации кандидата (пункт 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ), и поданного им письменного уведомления об отсутствии таковых.
В этой связи доводы о том, что в справке ООО "Компания БКС" указано на факт продажи 26 августа 2021 года двух еврооблигаций, тогда как справка выдана о движении по счету только за 30 августа 2021 года, правового значения для дела не имеют, поскольку в любом случае указанные обстоятельства имели место уже после дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, принятое по делу решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 7 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения "ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2021 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.