Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Бушминой А.Е, Калугина Д.М, при секретаре
ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан к Мотовой Елене Владимировне об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Мотовой Елены Владимировны, зарегистрированной по одномандатному избирательному округу Республики Башкортостан - Стерлитамакский одномандатный избирательный округ N8, выдвинутой политической партией "Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ РОСТА" по апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, апелляционной жалобе и дополнениям к ней Мотовой Елены Владимировны на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года N 4/28-8 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу: Республика Башкортостан - Стерлитамакский одномандатный избирательный округ N 8 возложены на Территориальную избирательную комиссию городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее также Избирательная комиссия).
Решением Территориальной избирательной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 31 июля 2021 года N 20/1-5 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Республика Башкортостан - Стерлитамакский одномандатный избирательный округ N 8 зарегистрирована Мотова Елена Владимировна, выдвинутая политической партией "Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ РОСТА".
Административный истец Территориальная избирательная комиссия городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что Мотова Е.В. помимо регистрации ее в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Республика Башкортостан - Стерлитамакский одномандатный избирательный округ N8, постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации была зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по федеральному избирательному округу в составе списка от политической партии "Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ РОСТА".
После регистрации Мотовой Е.В. в качестве кандидата в депутаты, в Избирательную комиссию из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации поступила информация о том, что административный ответчик Мотова Е.В. владеет ценными бумагами, относящимися к иностранным финансовым инструментам: Polymetal International (1 шт.).
6 сентября 2021 года в Избирательную комиссию поступило письмо Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 6 сентября 2021 года N1520/01-08 с приложением сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах проверяемого лица Мотовой Е.В. от 27 августа 2021 года и решение Верховного Суда Российской Федерации по делу NАКПИ21-763 от 31 августа 2021 года, которым отменена регистрация ряда кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, включенных в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией "Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ РОСТА", в том числе в отношении Мотовой Е.В.
Административный истец просил суд отменить регистрацию кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Мотовой Е.В, зарегистрированной по одномандатному избирательному округу Республики Башкортостан - Стерлитамакский одномандатный избирательный округ N8, выдвинутой политической партией "Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ РОСТА".
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2021 года административное исковое заявление Территориальной избирательной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан удовлетворено. Отменена регистрация кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Мотовой Елены Владимировны, зарегистрированной по одномандатному избирательному округу Республики Башкортостан - Стерлитамакский одномандатный избирательный округ N8, выдвинутой политической партией "Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ РОСТА".
В апелляционной жалобе административный истец Территориальная избирательная комиссия городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан просила решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2021 года изменить, определив порядок и срок его исполнения с учетом необходимости внесения соответствующих изменений в бюллетени в срок не позднее начала голосования в 8 часов 00 минут 17 сентября 2021 года.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный ответчик Мотова Е.В. просила решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение или направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Административного истца представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил в удовлетворении апелляционной жалобы административного ответчика отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилов Д.А. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца и апелляционную жалобу и дополнения к ней административного ответчика - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
От административного ответчика Мотовой Е.В. поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки, в котором Мотова Е.В. указала, что о времени и месте судебного заседания извещена, но явиться в суд или принять участие в онлайн формате не может, в связи с болезнью, приложила листок нетрудоспособности от 15 сентября 2021 года по уходу за несовершеннолетним ребенком, выданный врачом-педиатром на срок с 15 сентября 2021 года по 20 сентября 2021 года.
Вместе с тем судебная коллегия приходит к выводу, что указанный листок нетрудоспособности не подтверждает невозможность участия административного ответчика в судебном заседании, так как больничный листок выдан не в связи с болезнью административного ответчика, а по уходу за членом семьи.
Кроме того, в силу частей 5 и 6 статьи 305 КАС РФ, апелляционная жалоба на решение суда по административному делу об отмене регистрации кандидата, поступившая в суд в период избирательной кампании, до первого дня голосования, должна быть рассмотрена и разрешена в течение пяти дней со дня поступления в суд апелляционной инстанции, но не позднее дня, предшествующего первому дню голосования.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы административного истца, апелляционной жалобы и дополнений к ней административного ответчика, возражений административного истца относительно апелляционной жалобы административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти.
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд может обратиться, в том числе, избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов (часть 11 статьи 239 КАС РФ).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Правоотношения по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации урегулированы также Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
Принцип равенства кандидатов установлен пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которому все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом. Данный принцип равенства кандидатов направлен на конкретизацию принципа равенства, провозглашенного в статье 19 Конституции Российской Федерации, при проведении выборов, предполагая в частности, что выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты по тем или иным округам осуществляется на одних и тех же условиях.
Положениями пункта 3.3 статьи 33, пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в данном Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ). Аналогичные нормы предусмотрены частью 13 статьи 4, пунктом 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ.
Регистрация кандидата при проведении выборов в федеральные органы государственной власти может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (подпункт "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, пункт 10 части 12 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ).
Согласно пунктами 6.3, 6.4, 6.6 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации.
Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Такой порядок установлен Указанием Банка России от 5 мая 2016 года N 4012-У "О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы" (далее также - Указание).
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы" (пункт 1 Указаний).
Формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" организационное и техническое обеспечение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (пункт 2 Указаний).
Таким образом, взаимодействие между Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и участниками финансового рынка в целях проверки сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей осуществляются в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России.
21 июля 2021 года Мотова Е.В. представила в Избирательную комиссию документы для регистрации кандидата, в том числе письменное уведомление от 21 июля 2021 года о том, что она не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Решением Избирательной комиссии от 31 июля 2021 года N 20/1-5 Мотова Е.В, выдвинутая политической партией "Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ РОСТА", зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Республика Башкортостан - Стерлитамакский одномандатный избирательный округ N 8.
В Избирательную комиссию из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации поступила информация о том, что Мотова Е.В. владеет ценными бумагами, относящимися к иностранным финансовым инструментам: Polymetal International (1 шт.).
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В данном Федеральном законе понятие "иностранная структура без образования юридического лица" используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие "нерезидент" в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Согласно информации с официального сайта Национального расчетного депозитария (www.isin.ru), размещенной в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации, указанные ценные бумаги, которыми владеет кандидат, имеют международный код ценной бумаги (ISIN), а указанная компания не является российским юридическим лицом, поскольку ее организационно-правовая форма, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.
Подпунктами "б", "в" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что к нерезидентам относятся, в том числе: юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
6 сентября 2021 года в Избирательную комиссию также поступило письмо Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 6 сентября 2021 года N1520/01-08 с приложением сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах проверяемого лица Мотовой Е.В. от 27 августа 2021 года и решение Верховного Суда Российской Федерации по делу NАКПИ21-763 от 31 августа 2021 года, Решением Верховного Суда Российской Федерации от 31 августа 2021 года по административному делу NАКПИ21-763, вступившим 9 сентября 2021 года в законную силу, отменена регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Мотовой Елены Владимировны, и других кандидатов, включенных в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией "Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ РОСТА", установлено, что 24 августа 2021 года Центральной избирательной комиссии Российской Федерации подготовлен запрос в Банк России с просьбой сообщить о наличии в том числе у кандидатов на дату представления Партией в Комиссию документов для регистрации федерального списка кандидатов (22 июля 2021 года).
Поскольку взаимодействие между Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и участниками финансового рынка осуществляется в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России, ФЦИ при ЦИК России был сформирован и направлен соответствующий запрос с использованием указанной системы.
В ответ на указанный запрос с использованием информационных ресурсов Банка России поступили ответы, содержащие информацию от участников финансового рынка, из которых следует, что у кандидатов имеются иностранные финансовые инструменты.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что в целях реализации полномочий, предоставленных положением приведенной нормы закона, Избирательной комиссией 6 сентября 2021 года принято решение обратиться в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Мотовой Е.В, которое принято с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, большинством голосов от установленного числа членов Территориальной избирательной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан с правом решающего голоса, в связи с чем пришел к выводу, что административное исковое заявление Избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Мотовой Е.В, зарегистрированной по одномандатному избирательному округу Республика Башкортостан - Стерлитамакский одномандатный избирательный округ N8, выдвинутой политической партией "Всероссийская политическая партия "ПАРТИЯ РОСТА", подлежит удовлетворению
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный характер, предопределяется обязанность государства создавать условия, которые гарантировали бы адекватное выражение суверенитета многонационального народа России посредством осуществления ее гражданами права на участие в управлении делами государства и, соответственно, формирования самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных обеспечивать в своей деятельности представительство и реализацию интересов народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Одновременно с этим федеральный законодатель в целях максимально полного информирования избирателей о кандидатах, участвующих в выборах, и формирования на этой основе осознанного электорального волеизъявления правомочен использовать необходимые правовые средства, направленные на выявление в отношении кандидатов на выборные публичные должности характеристик имущественного положения, как их самих, так и членов их семей, включая выяснение существующих у этих лиц зарубежных финансово-экономических связей, а также определять правовые последствия наличия достоверно подтвержденных соответствующих обстоятельств в зависимости от их характера. Предназначение подобных мер, востребованных в избирательном процессе, в том числе с учетом сложившегося понимания подлинных выборов как сопряженных с обеспечением свободного доступа избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, коррелирует также с конституционно значимыми целями по обеспечению эффективного функционирования национального механизма народовластия и предотвращению рисков, обусловленных возможностью сращивания политической власти и бизнеса, проявлениями зависимости лиц, замещающих выборные публичные должности, от неправомерного влияния, в том числе извне.
Повышенные требования, предъявляемые к качеству избирательного процесса и к участникам соответствующих правоотношений, лежат в том числе в основе действующего правового регулирования, которое исходит из того, что сообщение кандидатом (избирательным объединением) сведений об имущественном положении, в котором находится конкретное лицо, а также сведений, указывающих на наличие или отсутствие взаимоотношений с иностранными правопорядками, в том числе финансово-имущественного характера, является необходимым процедурным условием реализации пассивного избирательного права (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года N 1742-О).
В дополнениях к апелляционной жалобе административный ответчик Мотова Е.В. указала, что административный истец не доказал, а суд не установил, что финансовые инструменты, имеющиеся в распоряжении административного ответчика, являются иностранными.
С такими доводами дополнений Мотовой Е.В. к апелляционной жалобе судебная коллегия согласиться не может, по следующим основаниям.
Право собственности на имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Передача прав на бездокументарные ценные бумаги приобретателю осуществляется посредством списания бездокументарных ценных бумаг со счета лица, совершившего их отчуждение, и зачисления их на счет приобретателя на основании распоряжения лица, совершившего отчуждение. Законом или договором правообладателя с лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, могут быть предусмотрены иные основания и условия списания ценных бумаг и их зачисления, в том числе возможность списания ценных бумаг со счета лица, совершившего отчуждение, без представления его распоряжения. Права по бездокументарной ценной бумаге переходят к приобретателю с момента внесения лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, соответствующей записи по счету приобретателя (пункты 1, 2 статьи 149.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из представленных сведениях о счетах, вкладах, ценных бумагах проверяемого лица Мотовой Е.В. от 27 августа 2021 года следует, что Мотова Е.В. владеет ценными бумагами, относящимися к иностранным финансовым инструментам: Polymetal International (1 шт.).
Как указано выше, согласно информации с официального сайта Национального расчетного депозитария (www.isin.ru), размещенной в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации, указанные ценные бумаги, которыми владеет кандидат, имеют международный код ценной бумаги (ISIN), а указанная компания не является российским юридическим лицом, поскольку ее организационно-правовая форма, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.
Таким образом, судом достоверно установлено, и подтверждается материалами дела, что к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, кандидат Мотова Е.В. не осуществила отчуждение иностранных финансовых инструментов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив, что кандидат Мотова Е.В. на дату представления документов для регистрации кандидатом в депутаты владела иностранными финансовыми инструментами, пришел к верному выводу, что данное обстоятельство является основанием для отмены ее регистрации в связи с установлением факта владения и (или) пользования кандидатом иностранными финансовыми инструментами.
В апелляционной жалобе Мотова Е.В. указала, что она не была извещена о дате и времени рассмотрения дела судом первой инстанции, не получила возможность ознакомиться с материалами дела, подготовить возражения к иску, чем нарушены ее процессуальные права на защиту, в связи с чем считает, что решение суда подлежит безусловной отмене.
Указанные доводы апелляционной жалобы административного ответчика судебная коллегия отклоняет, по следующим основаниям.
Способы и порядок извещения и вызова в суд участников процесса определяются главой 9 КАС РФ, которая допускает любой способ их извещения, однако в результате такого извещения должен быть с достоверностью подтвержден факт уведомления участника процесса о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 96 КАС РФ Если иное не предусмотрено КАС РФ, лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение. Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд.
Согласно статье 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлен статьей 243 КАС РФ, согласно которой о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Кандидат в депутаты Мотова Е.В. представила в Избирательную комиссию заявление, в котором просила ее оповещать как кандидата в депутаты посредством СМС-рассылки и телефонограмм на указанный в заявлении телефон, а также на указанную в заявлении электронную почту (т.1 л.д.83).
Из материалов дела следует, что административный истец направил административному ответчику по почте административное исковое заявление и дополнения к нему 6 сентября 2021 года (т.1 л.д.106-107) и 8 сентября 2021 года (т.1 л.д. 135, 139, 179-180).
Также административному ответчику Мотовой Е.В. 9 сентября 2021 года в 21 час 32 минуты дополнительно направлены по электронной почте административное исковое заявление и дополнения к нему (т.2 л.д.84, 85).
Определением от 9 сентября 2021 года предварительное судебное заседание по делу назначено на 16 часов 00 минут 9 сентября 2021 года, о чем административный ответчик Мотова Е.В. 9 сентября 2021 года в 10 часов 59 минут извещена по электронной почте (т.1 л.д.144, 146), а также 9 сентября 2021 года в 10 часов 58 минут извещена телефонограммой (т.1 л.д.150).
9 сентября 2021 года от Мотовой Е.В. в суд поступило ходатайство об отложении дела, в котором она указала, что о возбуждении дела и судебном заседании узнала по телефону 9 сентября 2021 года в 11 часов 30 минут, не подучила возможность ознакомиться с материалами дела, просила отложить рассмотрение дела на 15 сентября 2021 года после 14 часов, так как в период с 10 по 15 сентября 2021 года будет отсутствовать в г. Уфа (т.1 л.д.151).
9 сентября 2021 года в предварительное судебное заседание административный ответчик Мотова Е.В. не явилась.
9 сентября 2021 года рассмотрение административного дела назначено на 10 сентября 2021 года на 12 часов 00 минут (т.2 л.д.76-77), о чем Мотова Е.В. 9 сентября 2021 года в 17 часов 08 минут извещена по электронной почте (т.2 л.д.78, 79), а также 9 сентября 2021 года в 18 часов 18 минут извещена телефонограммой (т.2 л.д.81).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что административный ответчик Мотова Е.В. была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, которое было назначено на 10 сентября 2021 года на 12 часов 00 минут.
Сроки рассмотрения административных дел о защите избирательных прав установлены статьей 241 КАС РФ, исходя из содержания которой, данное административное исковое заявление должно было быть рассмотрено в течение 5 дней со дня его поступления, но не позднее 11 сентября 2021 года, поэтому суд первой инстанции обоснованно отклонил ходатайство административного ответчика об отложении рассмотрения дела на 15 сентября 2021 года.
В судебное заседание 10 сентября 2021 года в 12 часов 00 минут административный ответчик Мотова Е.В. не явилась, никаких доказательств наличия уважительных причин своей неявки в судебное заседание не представила, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно рассмотрел дело в ее отсутствие.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что в нарушение статьи 178 КАС РФ суд первой инстанции не установилпорядок и срок исполнения решения, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку резолютивная часть решения содержит все предусмотренные частью 6 статьи 180 КАС РФ выводы и сведения, которые должны быть в ней указаны исходя из обстоятельств административного дела.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, апелляционную жалобу и дополнения к ней Мотовой Елены Владимировны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.