Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную
9 июня 2021 года кассационную жалобу администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области (далее - Администрация) на решение Сорочинского районного суда Оренбургской области
от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда
от 10 декабря 2020 года по административному делу N 2а-935/2020 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - Управление Роспотребнадзор по Оренбургской области) об оспаривании бездействия Администрации и муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" (далее - МУП "Жилкомсервис").
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обратилось в суд с административным иском об оспаривании бездействия вышеназванных ответчиков по организации водоснабжения на территории муниципального образования Сорочинский городской округ в связи с выявлением несоответствия нормативам качества питьевой воды.
Решением Сорочинского районного суда Оренбургской области
от 17 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое бездействие признано незаконным, с возложением обязанности устранить нарушения требований статей 23, 40 Федерального закона
от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" путем внесения изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, в срок до 1 ноября 2020 года.
Также данным решением на МУП "Жилкомсервис" возложена обязанность устранить нарушения требований статей 23, 40 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" путем разработки плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в срок до 1 января 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда
от 10 декабря 2020 года решение районного суда изменено в части возложения на Администрацию обязанности по учету мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями в техническом задании на разработку и в инвестиционной программе.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене судебных актов, считая их незаконными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона
от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"
(далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении") одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 2-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Пунктами 1, 4, 5, 6 части 1 статьи 6 Федерального закона
"О водоснабжении и водоотведении" определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях помимо прочих относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Как следует из положений статьи 23 Федерального закона
"О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (часть 5).
В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями (часть 6).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (часть 7).
В силу положений статьи 40 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом: 1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; 3) схемы водоснабжения и водоотведения; 4) плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды. Инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.
Вместе с тем обеспечение качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в соответствие с установленными требованиями осуществляется органами местного самоуправления путем разработки или корректировки инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды согласно установленным требованиям.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что административным истцом при осуществлении контроля качества питьевой воды установлено ее несоответствие установленным нормативам, что повлекло направление в адрес административных ответчиков уведомлений, исходя из требований части 5 статьи 23 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (л.д. 16, 17). Учитывая, что требования, указанные в уведомлениях, административными ответчиками не исполнены, суды пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Доводы кассационной жалобы Администрации, которые по своей сути сводятся к прекращению деятельности МУП "Жилкомсервис", являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, где им дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сорочинского районного суда Оренбургской области
от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда
от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено
30 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.