Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную
10 июня 2021 года кассационную жалобу Романовой Тамары Ивановны на определение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 10 февраля 2021 года по административному делу
N 2а-4792/2020 по административному исковому заявлению Романовой Т.И. об оспаривании решений избирательных комиссий.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Романова Т.И, являясь избирателем, обратилась в суд с административным иском об оспаривании решения Муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 17 сентября 2020 года N 75/542 "О результатах выборов депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатным избирательным округам" и решения Московской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 15 сентября 2020 года N 107/4 "О результатах выборов депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 17" в части признания действительными выборов депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 17 (л.д. 96-99).
Определением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 10 февраля 2021 года, производство по административному делу прекращено.
В кассационной жалобе Романова Т.И. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Из содержания пункта 10 статьи 75 Федерального закона
от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.
Частью 16 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.
Вместе с тем, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (часть 15 вышеприведенной статьи).
Учитывая вышеприведенное правовое регулирование, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что Романова Т.И, являясь избирателем по одномандатному избирательному округу N 17, не относится к тем категориям лиц, указанным как в приведенных нормах Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так и Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые вправе обратиться с административным исковым заявлением об отмене решений избирательных комиссий о результатах выборов, связи с чем пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для прекращения производства по административному делу.
Доводы кассационной жалобы Романовой Т.И, которые, по своей сути, сводятся к наличию у нее права оспаривания решений избирательных комиссии о результатах выборов, являлись предметом проверки судом апелляционной инстанции, где им дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 4 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Романова Т.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено
30 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.