Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 5 июля 2021 года кассационную жалобу Каплина Алексея Анатольевича на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 27 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 мая 2021 года по административному делу N 2а-8540/2020 по административному исковому заявлению Каплина А.А. к ИВС УМВД России по г. Набережные Челны, Управлению МВД России по г. Набережные Челны, МВД по Республике Татарстан, МВД России, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания в изоляторе временного содержания.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения Каплина А.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Каплин А.А. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации изолятора временного содержания Управления МВД России по городу Набережные Челны (далее - ИВС УМВД России по городу Набережные Челны), Управлению МВД России по городу Набережные Челны, МВД по Республике Татарстан о признании незаконным бездействия административных ответчиков по обеспечению надлежащих условий его содержания в изоляторе временного содержания, приведшее к нарушению права административного истца не подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению; присудить за счет казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 500 000 рублей.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 27 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 мая 2021 года, требования Каплина А.А. удовлетворены частично; постановлено взыскать с Российской Федерации в лице МВД Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Каплина А.А. в порядке компенсации морального вреда 10 000 рублей, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе административный истец просит судебные акты в той части, в которой отказано в признании незаконным бездействия по обеспечению надлежащих условий его содержания в изоляторе временного содержания в иные периоды времени, изменить, принять по делу в этой части новое решение и взыскать в его пользу компенсацию в размере 500 000 рублей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующего в деле лица, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела и принятии судебных актов в обжалуемых частях не допущено.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Порядок и определение условий содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Закон N 103-ФЗ).
В соответствии с частью 4 Закона N 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Статьей 7 Закона N 103-ФЗ установлено, что местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу статьи 15 Закона N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно пунктам 9, 10, 12 статьи 17 Закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка.
Из положений статьи 23 Закона N 103-ФЗ следует, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 42 Правил подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в изоляторе временного содержания, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Из пункта 43 Правил следует, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.
Согласно пункту 45 Правил камеры изоляторов временного содержания оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Пунктами 130, 131, 132, 133 Правил установлено, что подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается.
Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику.
Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр.
На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только медицинским работником. Выводимые на прогулку должны быть одеты по сезону. В отношении лица, нарушающего установленный порядок содержания под стражей, решением начальника ИВС, его заместителя либо дежурного помощника прогулка прекращается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 установлены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД Российской Федерации на мирное время.
Приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 41 указанного Порядка режим питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время.
Пунктом 42 Порядка установлено, что в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения уголовно-исполнительной системы в распорядке дня.
Указанными нормативными актами предусмотрены минимальные нормы питания осужденных, а также устанавливаются основные принципы планирования, обеспечения продовольствием, в том числе и в исправительных учреждениях, получения и отпуска продуктов на питание осужденных к лишению свободы, а также способы хранения продуктов питания.
В соответствии с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми Первым конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с преступниками, состоявшимся в Женеве в 1955 году, и утвержденные Экономическим и социальным советом в резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем надлежащее внимание следует обращать на климатические условия, особенно на объем воздуха в этих помещениях, на минимальную площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
Банные установки и количество душей должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как того требуют условия общей гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть во всяком случае хотя бы раз в неделю в умеренном климате. Каждому заключенному следует обеспечивать отдельную кровать в соответствии с национальными или местными нормами, снабженную отдельными спальными принадлежностями, которые должны быть чистыми в момент их выдачи, поддерживаться в исправности и меняться достаточно часто, чтобы обеспечивать их чистоту.
Тюремное управление должно в обычные часы обеспечивать каждому заключенному лицу достаточно питательную для поддержания его здоровья и сил, имеющую достаточно хорошее качество, хорошо приготовленную и поданную пищу.
Европейские пенитенциарные правила предусматривают, что размещение заключенных и, в частности, предоставление мест для сна должны производиться с уважением человеческого достоинства и, по мере возможности, с обеспечением возможности уединения, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями с учетом климатических условий и, в частности, площади, кубатуры помещения, освещения, отопления и вентиляции.
Ванных и душевых должно быть достаточно для того, чтобы каждый заключенный мог пользоваться ими при температуре, соответствующей климату, по возможности ежедневно, но не менее двух раз в неделю или чаще, если это необходимо для поддержания гигиены.
Заключенные обеспечиваются комплексным питанием с учетом их возраста, состояния здоровья, религии, культуры и характера их работы.
Прием пищи организуется три раза в день с разумными интервалами.
Как следует из материалов дела, Каплин А.А, 11 июля 1978 года рождения, осужденный по части 3 статьи 132, части 3 статьи 131 Уголовного кодекса Российской Федерации, в периоды времени с 10 февраля 2008 года по 23 мая 2008 года, с 28 мая 2008 года по 2 июня 2008 года, с 9 июня 2008 года по 20 июня 2008 года содержался в ИВС УВД по г. Набережные Челны.
В указанные периоды времени в отношении Каплина А.А. имели место нарушения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами, условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, выразившиеся: в длительном содержании в изоляторе временного содержания в период с 10 февраля 2008 года по 23 мая 2008 года ежедневно, то есть более возможных 10 дней в месяц, предусмотренных законодательством Российской Федерации; в отсутствии прогулок в период с 10 февраля 2008 года по 23 мая 2008 года; в предоставлении питания один раз в сутки с 10 февраля 2008 года по 23 мая 2008 года.
Указанные обстоятельства установлены судами из ответа начальника ИВС УМВД России по г. Набережные Челны Черняева Э.А, подтверждены ответами прокурора по результатам прокурорской проверки.
Руководствуясь приведенными фактами и требованиями нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, определилразмер компенсации подлежащей взысканию в пользу Каплина А.А. за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания - 10 000 рублей.
При этом суды констатировали, что иные доводы Каплина А.А, в том числе о несоответствии бытовых условий (в непредоставлении индивидуального спального места, постельных принадлежностей, посуды), несоответствии жилой площади в расчете на одного осужденного, ненадлежащем освещении в камере, ненадлежащем температурном режиме, нарушении санитарных норм, не нашли своего подтверждения.
Судебная коллегия находит выводы судебных инстанций в обжалуемых частях правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а доводы кассационной жалобы подлежащими отклонению.
Так, вопреки доводам кассационной жалобы размер присужденной административному истцу судами денежной компенсации, является оправданным, поскольку обеспечивает эффективность внутригосударственного средства правовой защиты, определена исходя из фактически обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности, степени нравственных и физических страданий Каплина А.А. с учетом его индивидуальных особенностей.
Также выводы судов обосновываются тем, что обстоятельства, связанные с нарушением прав Каплина А.А, имели место в 2008 году, а административный истец обратился в суд о присуждении ему денежной компенсации только в 2020 году, то есть только через 12 лет, что свидетельствует об отсутствии необратимых для него негативных последствий, для устранения которых требовалась бы денежная компенсация в большем, чем присуждено судами, размере.
Аргументы автора кассационной жалобы о несправедливости размера присужденной Каплину А.А. компенсации, обоснованные лишь ссылками на иные судебные решения по аналогичным делам, как не являющиеся источниками права, применяемыми в российской судебной системе, не могут повлиять на правильность постановленных по делу судебных актов, отвечающих требованиям законности и обоснованности. Автор кассационной жалобы не приводит конкретных и убедительных аргументов, свидетельствующих о том, что судами при определении размера компенсации не были учтены какие-либо обстоятельства, имеющие существенное правовое значение для правильного разрешения административного спора.
Относительно суждений Каплина А.А. о том, что суды необоснованно отказали ему в присуждении денежной компенсации за иные нарушения его прав, имевших место в период его содержания в изоляторе временного содержания, судебная коллегия отмечает следующее.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец, обратившись в суд, обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
Вопреки указанной правовой норме, административный истец, обратившись в суд только по истечении 12 лет со дня имевших обстоятельств, связанных с содержанием его в изоляторе временного содержания, не представил доказательств тех фактов, на которые он ссылался в административном исковом заявлении.
В этой связи суд первой инстанции, реализуя возложенные на него процессуальным законом обязанности по установлению юридически значимых обстоятельств, истребовал у административного ответчика и у прокурора письменные доказательства нахождения Каплина А.А. в изоляторе временного содержания и предоставленных ему условий.
Из представленных в материалы дела сведений следует, что актом на уничтожение документов от 31 января 2019 года под учетным N 61/15/115 уничтожены следующие документы: книга учета лиц содержащихся в ИВС УМВД России по городу Набережные Челны с крайними датами документов в деле с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года; журнал регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер в следственные кабинеты ИВС УМВД России по городу Набережные Челны с крайними датами документов в деле с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года; журнал регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых на следственные действия с крайними датами документов в деле с 17 марта 2008 года по 31 декабря 2008 года; постовая ведомость наружного поста изолятора временного содержания с крайними датами документов в деле с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года.
Согласно справке временно исполняющего обязанности начальника УМВД России по городу Набережные Челны Аксенова Р.И. от 9 октября 2020 года Каплин А.А. ранее содержался ИВС УМВД России по городу Набережные Челны; периоды его содержания в ИВС УМВД России по городу Набережные Челны установить не представляется возможным ввиду уничтожения журналов учета содержащихся подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания по причине истечения срока хранения; установить в каких камерах содержался Каплин А.А. в 2008 году, невозможно, так как нормативными документами не регламентирован "покамерный" учет лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания; журнал учета задержанных лиц, где указывался номер камеры нормативными актами не регламентирован, был предназначен для внутреннего пользования и в настоящее время уничтожен; журналы за 2008 год уничтожены.
В то же время факт нарушения прав Каплина А.А, выразившихся в длительном содержании в изоляторе временного содержания, отсутствии прогулок; в предоставлении питания один раз в сутки в периоды времени с 10 февраля 2008 года по 23 мая 2008 года, установлен судом на основании ответов и представлений прокурора, из содержания которых также следует, что каких-либо иных нарушений прокурорской проверкой не установлено.
Таким образом, собранные судом первой инстанции и представленные сторонами доказательства не подтверждают наличие иных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца в спорный период времени.
В этой связи у судов отсутствовали предусмотренные в статье 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условия для удовлетворения требований административного истца в полном объеме.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит правовых оснований для пересмотра судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы Каплина А.А.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 27 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Каплина Алексея Анатольевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 2 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.