Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 1 июля 2021 года кассационную жалобу государственного казенного учреждения "Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан" на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 27 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2021 года по административному делу N 2а-173/2021 по административному исковому заявлению Абдулкарамова Салавата Раджаповича к государственному казенному учреждению "Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан" о признании незаконным бездействия органа наделенного отдельными государственными или иными полномочиями.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Абдулкарамов С.Р. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному казенному учреждению "Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан" (далее - административный ответчик, ГКУ "Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан") с вышеназванными требованиями.
В обоснование административного иска Абдулкарамов С.Р. указал, что семья административного истца признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку не имела собственного жилья.
21 февраля 2020 года Абдулкарамов С.Р. с супругой приобрели в собственность жилой дом с земельным участком, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Учалы, пер. Спортивный, д.4, с оформлением ипотечного кредита в размере 2 200 000 рублей.
9 июня 2020 года административному истцу выдано свидетельство о предоставлении единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка для погашения остатка основного долга по ипотечному кредиту в размере 300 000 рублей.
16 июня 2020 года, 6 июля 2020 года, 7 октября 2020 года Абдулкарамов С.Р. неоднократно обращался в ГКУ "Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан" с заявлениями об оплате свидетельства о предоставлении выплаты с приложением всех необходимых документов.
Однако, как следует из ответов административного ответчика от 12 августа 2020 года 5 ноября 2020 года, оплата заявлений о предоставлении социальной выплаты приостановлена с указанием таких причин, как нечитаемая печать банка в кредитном договоре, неверное указание номера кредитного договора в акте приема-передачи, необходимостью обновления справки об оставшейся части основного долга, отсутствием в заявлении способа реализации свидетельства.
По мнению административного истца, указанные в ответах административного ответчика недостатки в документах, являются надуманными, несущественными, а бездействие по выплате единовременной социальной выплаты - безосновательным, произвольным затягиванием решения вопроса об удовлетворении заявления.
В связи с этим, обратившись в суд, административный истец просил признать указанное бездействие административного ответчика незаконным, обязать ГКУ "Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан" произвести оплату свидетельства на получение административным истцом и его семьей единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка.
Решением Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 27 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2021 года, административный иск Абдулкарамова С.Р. удовлетворен, бездействие ГКУ "Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан" по приостановке оплаты свидетельства от 9 июня 2020 года серии N N на получение Абдулкарамовым С.Р. и членами его семьи единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, признано незаконным.
В кассационной жалобе ГКУ "Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан" ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В качестве доводов кассационной жалобы ее автор повторяет содержание апелляционной жалобы и не соглашается с выводами судов о допущенном учреждением бездействии.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании заявления Абдулкарамова С.Р. постановлением главы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 28 февраля 2019 года N 02-365УД Абдулкарамов С.Р. и члены его семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
21 февраля 2020 года Абдулкарамовыми по договору купли-продажи приобретен дом с земельным участком, расположенный по адресу: "адрес".
9 июня 2020 года ГКУ "Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан" Абдулкарамову С.Р, Абдулкарамовой А.М. и Абдулкарамовой С.С. выдано свидетельство о предоставлении семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка в рамках мероприятия по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан серии N N, сроком действия свидетельства до 9 марта 2021 года.
На неоднократные обращения Абдулкарамова С.Р. ГКУ "Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан" ответами от 12 августа 2020 года и 5 ноября 2020 года сообщило о приостановлении рассмотрения заявления, поскольку в кредитном договоре нечитаемая печать банка, в пункте 3 акта приема-передачи квартиры от 21 февраля 2020 года неверно указан номер кредитного договора, необходимо обновить справку кредитора, кроме того, в заявлении отсутствует способ реализации свидетельства.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что возможность приостановления рассмотрения заявления гражданина по вопросу получения социальной выплаты в оплате свидетельства законом не предусмотрена.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, Указом Главы Республики Башкортостан от 9 марта 2017 года N УГ-32 "О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации в Республики Башкортостан" в целях поддержки молодых семей и повышения рождаемости в Республики Башкортостан установлена единовременная социальная выплата при рождении первого ребенка с 1 января 2017 года на приобретение (строительство) жилого помещения или для погашения остатка основного долга по ипотечному жилищному кредиту (займу) в размере 300 000 рублей семьям, признанным в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан, нуждающимися в жилом помещении, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет.
В целях реализации Указа, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2017 года N 165 утвержден Порядок предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка (далее Порядок).
Согласно пункту 1.6 Порядка предоставление семьям единовременных социальных выплат осуществляется ГКУ "Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан".
Социальная выплата предоставляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в размере 300 000 рублей (пункт 1.5 Порядка).
В соответствии с положениями пунктов 1.10, 1.11 Порядка семья вправе подать заявление и документы для получения социальной выплаты в течение 6 месяцев после рождения ребенка.
На основании положения пункта 1.8 указанного Порядка предусмотрено, что срок действия свидетельства составляет 9 месяцев с указанной в нем даты выдачи (в редакции постановления Правительства Республики Башкортостан от 4 июля 2018 года N 298).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 октября 2020 года N 608 в связи с распространением в Российской Федерации новой коронавирусной инфекции срок, определенный пунктом 1.8 Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, в отношении свидетельств, срок действия которых вошел в период с 30 марта 2020 года по 31 мая 2020 года, продлен до 10 декабря 2020 года.
Согласно пункту 4.8 Порядка основаниями для отказа семье - претенденту на получение социальной выплаты в оплате свидетельства являются представление не в полном объеме документов, указанных в пунктах 4.4 - 4.6 упомянутого Порядка (за исключением документов, запрашиваемых в порядке межведомственного информационного взаимодействия); истечение срока действия свидетельства до даты, указанной на заявлении об осуществлении оплаты свидетельства о предоставлении социальной выплаты при рождении первого ребенка в рамках мероприятия по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан.
Руководствуясь названным правовым регулированием, которым не предусмотрена возможность приостановления рассмотрения заявления лица, обратившегося за получением социальной выплаты в рамках Порядка предоставления семье единовременной социальной выплаты при рождении первого ребенка, в том числе по приведенным в ответах административного ответчика основаниям, суды верно констатировали, что ГКУ "Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан" допущено неправомерное бездействие.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как правильно указано судебными инстанциями, административным ответчиком не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих соответствие оспариваемого бездействия вышеприведенным нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Поскольку в результате допущенного административным ответчиком неправомерного бездействия были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, суд первой инстанции правомерно постановилрешение об удовлетворении административного искового заявления Абдулкарамова С.Р.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, и не могут повлиять на правильность постановленных по делу судебных актов. Приведенные автором кассационной жалобы аргументы не свидетельствуют о наличии каких-либо объективных препятствий, исключающих возможность принятия административным ответчиком соответствующего решения по заявлениям Абдулкарамова С.Р. о предоставлении социальной выплаты.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 27 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения "Управления по реализации жилищных программ Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 2 сентября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.