Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Бросовой Н.В, Федотовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рысева Павла Андреевича на решение Самарского районного суда г. Самары от 24 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 8 июня 2021 года по гражданскому делу N 2-458/2021 по иску Министерства здравоохранения Самарской области к Рысеву Павлу Андреевичу о взыскании единовременной компенсационной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа.
Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, выслушав пояснения представителя Министерства здравоохранения Самарской области Берман И.Я, действующей на основании доверенности от 15 июля 2020 года N 27, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Министерство здравоохранения Самарской области обратилось в суд с иском к Рысеву П.А. о взыскании единовременной компенсационной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа. Требования мотивированы тем, что приказом ГБУЗ Самарской области "Ставропольская ЦРБ" N от 21 августа 2018 года Рысев П.А. принят на работу во врачебную амбулаторию "адрес", ГБУЗ СО "Ставропольская центральная районная больница" на должность врача-терапевта участкового.
5 октября 2018 года на основании Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, подпрограммы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Самарской области" на 2014-2020 годы государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года N 674, между сторонами был заключен договор N о предоставлении в 2018 году медицинскому работнику, прибывшему в 2018 году в возрасте до 50 лет, имеющему высшее образование, на работу в сельский населенный пункт или рабочий поселок Самарской области или переехавшему в сельский населенный пункт или рабочий поселок Самарской области из другого населенного пункта, единовременной компенсационной выплаты (ЕКВ) в размере 1 000 000 руб.
Осуществление данной выплаты истцом ответчику подтверждено платежными поручениями N и N от 10 октября 2018 года.
В соответствии с пунктами 1.3, 2.3.1 договора от 5 октября 2018 г, Рысев П.А. обязан был отработать на должности в течение пяти лет (1826 дней) с даты заключения настоящего договора в соответствии с условиями, установленными трудовым договором.
В случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. п. 5-7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам) Рысев П.А. обязался возвратить истцу часть ЕКВ в размере, рассчитанном с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду, а также выплатить штраф, предусмотренный пунктом 3.2 договора (пункт 2.3.2 договора от 5 октября 2018 года).
В силу пункта 3.2 договора, в случае неисполнения специалистом обязанности по возврату единовременной компенсационной выплаты специалист выплачивает штраф в бюджет Самарской области в размере 0, 5% от части выплаты, подлежащей возврату согласно пунктам 2.3.2, 2.3.3 договора.
Согласно пункту 3.3. договора в случае неисполнения либо несвоевременного исполнения специалистом обязанности по возврату единовременной компенсационной выплаты, специалист выплачивает в бюджет Самарской области проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Приказом ГБУЗ Самарской области "Ставропольская ЦРБ" N Рысев П.А. уволен по собственному желанию 6 марта 2020 года (пункт 3 части первой статьи 77 ТК РФ) на основании личного заявления.
21 апреля 2020 года Министерство здравоохранения Самарской области в адрес Рысева П.А. направило требование о возврате неосновательно удерживаемых денежных средств в сумме 719 058, 05 руб, а также штрафа в сумме 3 595, 29 руб. Требование получено ответчиком 28 апреля 2020 года.
Поскольку обязательства по возврату единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному в учреждении времени ответчиком не исполнены, истец с учетом уточнения исковых требований просил суд взыскать с Рысева П.А. в свою пользу сумму единовременной компенсационной выплаты в размере 589 058, 05 руб, штраф в размере 3 595, 29 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 7 марта 2020 года по 24 февраля 2021 года в размере 26 996, 72 руб.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 24 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 8 июня 2021 года, исковые требования Министерства здравоохранения Самарской области удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана единовременная компенсационная выплата в размере 589 058, 05 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 21 098, 09 руб, штраф - 3 595, 29 руб. С Рысева П.А. в доход местного бюджета г.о. Самара взыскана государственная пошлина в сумме 9 301, 56 руб.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные постановления как принятые с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец Рысев П.А, представитель третьего лица ГБУЗ СО "Ставропольская центральная районная больница" не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В силу положений статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя Министерства здравоохранения Самарской области Берман И.Я. на кассационную жалобу, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не усматривает.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при вынесении обжалуемых судебных постановлений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Пункт 12.1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" содержит норму, предусматривающую право на получение единовременной компенсационной выплаты медицинскими работниками в возрасте до 50 лет, имеющими высшее образование, прибывшими на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившими с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Пунктом 12.2 статьи 51 вышеуказанного закона установлено, что осуществление единой компенсационной выплаты осуществляется на основании договора между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения.
Указанный договор должен предусматривать:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
В целях реализации положений указанного выше Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года N 674 утверждена государственная программа Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2023 годы", в рамках которой действует утвержденный Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат соответствующей категории медицинских работников.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно пункту 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность отработать в течение пяти лет в учреждении здравоохранения в сельской местности ответчиком не исполнена, в связи с чем оснований для его освобождения от возврата части единовременной компенсационной выплаты в размере, пропорциональном неотработанному времени, не имеется.
Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая удержанную истцом сумму в размере 130 000 руб. в качестве НДФЛ и засчитанную с согласия Рысева П.А. в счет долга, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с Рысева П.А. в пользу министерства ЕКВ в размере 589 058, 05 руб, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 21 098, 09 руб, штрафа в размере 3 595, 29 руб.
С приведенными в решении суда первой инстанции выводами согласилась судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Довод кассационной жалобы о том, что настоящее гражданское дело рассмотрено судом с нарушением правил территориальной подсудности, не может быть принят во внимание судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статей 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Статьей 32 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству. Подсудность, установленная статьями 26, 27 и 30 настоящего Кодекса, не может быть изменена соглашением сторон.
Пунктом 4.3 договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам от 5 октября 2018 года предусмотрено, что стороны установили территориальную подсудность по спорам, разногласиям и требованиям, возникающим из договора на выплату или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, которые могут возникнуть между сторонами, по месту нахождения министерства.
Как следует из материалов дела, Министерство здравоохранения Самарской области расположено по адресу: "адрес", что относится к подсудности Самарского районного суда г. Самары.
Допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что при заключении договора от 5 октября 2018 года и определении его условий, касающихся определения подсудности рассмотрения между сторонами судебных споров, ответчик действовал под принуждением, при отсутствии свободного волеизъявления с его стороны, материалы дела не содержат.
Довод жалобы о том, что территориальная подсудность по данной категории гражданских дел установлена императивными правовыми нормами, является необоснованным.
Довод кассационной жалобы о том, что период отработанного в учреждении здравоохранения времени следует исчислять с момента заключения трудового договора, а не договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, подлежит отклонению судебной коллегией, поскольку противоречит положениям пункта 2.3.1 договора от 5 октября 2018 года, предусматривающий обязанность ответчика исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения настоящего договора, а не трудового договора, как указывает ответчик, а также положениям пункта 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Довод кассационной жалобы о том, что в нарушение условий договора от 5 октября 2018 г. ответчику не была произведена единовременная выплата денежных средств в размере 1 000 000 руб, не может служить основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений, поскольку, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, денежная сумма в размере 130 000 руб. была удержана Министерством здравоохранения Самарской области при предоставлении единовременной компенсационной выплаты в качестве НДФЛ на основании требований налогового законодательства, действовавших в спорный период времени, и правомерно перечислена в соответствующий бюджет.
Федеральным законом Российской Федерации от 17 июня 2019 года N 147-ФЗ в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения.
В соответствии с пунктом 37.2 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 17 июня 2019 года N 147-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, не превышающие 1 000 000 рублей, финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с правилами, прилагаемыми к соответствующей государственной программе Российской Федерации, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 17 июня 2019 года N 147-ФЗ положения пункта 37.2 статьи 217 Кодекса в редакции Федерального закона от 17.06.2019 N 147-ФЗ применяются в отношении доходов в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, право на получение которых возникло с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно.
В связи с внесением изменений в налоговое законодательство в рамках действия подпрограммы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Самарской области" на 2014-2023 года Правительством Самарской области утвержден Порядок осуществления возврата налога на доходы физических лиц, удержанного налоговым агентом при предоставлении в 2018 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.
Данным Порядком установлено, что возврат налога на доходы физических лиц с единовременной компенсационной выплаты осуществляется за счет средств бюджета Самарской области.
Размер возврата налога на доходы физических лиц с единовременной компенсационной выплаты врачам составляет 130 тыс. рублей, фельдшерам - 65 тыс. рублей.
Возврат налога на доходы физических лиц с единовременной компенсационной выплаты осуществляется при соблюдении в совокупности следующих условий: возникновение у медицинского работника права на возврат налога на доходы физических лиц с единовременной компенсационной выплаты в соответствии с пунктом 37.2 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении доходов в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, право на получение которых возникло с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года включительно; представление медицинским работником в министерство здравоохранения Самарской области письменного заявления на возврат налога на доходы физических лиц, удержанного в 2018 году с единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, удержанная в качестве НДФЛ денежная сумма в размере 130 000 руб. с согласия Рысева П.А. была засчитана истцом в счет погашения суммы долга.
Довод кассационной жалобы о том, что взимание налога в 2018 году было произведено незаконно ввиду наличия законодательно установленного запрета, предусмотренного пунктом 37.2 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению судебной коллегией, поскольку правовая норма, освобождающая медицинских работников от обязанности по уплате НДФЛ с единовременной компенсационной выплаты, введена в действие в 2019 году (Федеральный закон от 17 июня 2019 года N 147-ФЗ).
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что выводы, отраженные в обжалуемых судебных постановлениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на исследованных доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка с учетом положений закона, подлежащих применению по данному делу.
Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на правильность судебных актов и свидетельствующих о наличии оснований для их отмены, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 24 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 8 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рысева Павла Андреевича без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Н.В. Бросова
Е.В. Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.