Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Умбетовой Э.Ж.
судей Николаева И.В, Калиновского А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г.о. Тольятти на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 14.04.2021 г. по гражданскому делу N 2-4096/2020 по иску Сафарян ФИО12 к Администрации г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения, Заслушав доклад судьи Умбетовой Э.Ж, выслушав объяснения представителя Администрации г.о. Тольятти - ФИО11А, действующую на основании доверенности от 30.12.2020, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Сафарян ФИО13 обратилась с иском к администрации г. о. Тольятти в котором просила суд признать незаконным распоряжение заместителя главы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N-р/5 в части отказа Сафарян ФИО14 в признании участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, с составом семьи три человека; обязать Администрацию г.о. Тольятти признать семью Сафарян ФИО15 составом семьи три человека нуждающимися в улучшении жилищных условий и включить в списки участников (претендентов) программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Решением Центрального районного суда г.о. Тольятти от 10.12.2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 14.04.2021 г. решение Центрального районного суда г. Тольятти от 10.12.2020 года отменено и по делу принято новое решение, которым исковые требования Сафарян ФИО16. удовлетворены.
Суд признал незаконным распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти Самарской области от 12 мая 2020 года N-р/5 в части отказа Сафарян ФИО17. в признании участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы с составом семьи три человека и обязал администрацию г.о. Тольятти Самарской области признать семью Сафарян ФИО18 составом семьи три человека нуждающимися в улучшении жилищных условий и включить в списки участников (претендентов) программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы
В кассационной жалобе Администрация г.о. Тольятти просит отменить апелляционное определение как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Сафарян ФИО19 указывает на несостоятельность изложенных в ней доводов, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель заявителя - ФИО4 кассационную жалобу поддержала, по доводам в ней изложенным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав представителя заявителя, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 29.10.2010 г. N-р/4 Сафарян ФИО20 на состав семьи 1 человек, предоставлена социальная выплата на строительство или приобретение жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 1 159 884 руб, что не оспаривается сторонами.
Указанная социальная выплата была реализована и по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в собственность истца приобретена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 34, 1 кв.м.
Согласно выписки из поквартирной карточки от 14.01.2013 г. в квартире зарегистрированы и проживают: Сафарян ФИО21. (собственник), ФИО5, 2009 года рождения (сын), ФИО6, 2012 года рождения (дочь).
Сафарян ФИО24. является матерью ФИО22 Р.А. и ФИО23 У.А, в графе "отец" - прочерк.
15.01.2013 г. Сафарян ФИО25. обратилась в Администрацию с заявлением о признании ее с составом семьи 3 человека (она и двое детей) участниками мероприятий по обеспечению молодых семей жильем.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти N-р/5 от ДД.ММ.ГГГГ Сафарян ФИО26 с составом семьи 3 человека признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы.
Как следует из выписки из распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти от 12 мая 2020 года N-р/5 "О внесении изменений в распоряжение заместителя мера г.о. Тольятти от 24 января 2013 года N-р/5 "О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", истцу отказано в признании участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы на основании пп. "г" п. 18 Правил, в связи с ранее реализованным ею правом на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, поскольку распоряжением заместителя мера г.о. Тольятти от 29.10.2010 г. N-р/4 ей предоставлена социальная выплата на строительство или приобретение жилья как лицу из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Суд первой инстанции, разрешая заявленный спор и установив, что Сафарян ФИО27. ранее на основании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от 29.10.2010 г. N 11295-р/4 реализовала свое право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета (предоставлена социальная выплата на строительство или приобретение жилья как лицу из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей), пришел к выводу, что оспариваемой распоряжение заместителя г.о. Тольятти Самарской области от 12 мая 2020 г. N-р/5 является обоснованным, на основании чего отказал в удовлетворении исковых требований.
Отменяя решение суда и принимая новое об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот на детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 7 Правил Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 -2015 годы в рамках реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011г. N 575. от 06.10.2011 N 825, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции постановления правительства РФ от 30.12.2017 года N1710), исходил из того, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 29.10.2010 г. N-р/4 Сафарян ФИО28 как лицу из числа детей-сирот, социальная выплата на строительство или приобретение жилья была предоставлена за счет субвенции, перечисленных из областного бюджета 2010 года в соответствии с законодательством субъекта РФ, а именно Закона Самарской области от 11.07.2006 г. N87 ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан проживающих на территории Самарской области".
При этом, программа "Обеспечение жильем молодых семей" предусмотрена федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы", т.е. является федеральной целевой программой и более того, в положениях Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" отсутствуют ограничения по участию в программе детей сирот, которые ранее получали жилье или иную поддержу от государства.
На основании изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда пришла к обоснованному выводу, что распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти Самарской области от 12 мая 2020 года N-р/5 в части отказа Сафарян ФИО29 в признании участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы на основании пп. "г" п. 18 является незаконным, в связи с чем удовлетворила требования истца об обязании администрации г.о. Тольятти Самарской области признать ее семью нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить Сафарян ФИО30. с составом семьи три человека в списки участников (претендентов) программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела, на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильном применении норм действующего законодательства - положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты, то есть с гарантированными государством приоритетными целями поддержки молодых семей и улучшения их жилищных условий, а также статьей 2 Конституции Российской Федерации, из которой также следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Доводы кассационной жалобы об указании в мотивировочной части апелляционного определения положений Закона Самарской области N135-ГД от 20.12.2012, который на момент предоставления истцу социальной выплаты не действовал, не свидетельствуют о неправильных выводах суда об удовлетворении исковых требований истца и не может служить основаниями для отмены правильного по существу судебного акта, поскольку судебная коллегия признает указанные выводы верными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права. В то же время, при разрешении спора суд апелляционной инстанции руководствовался и Законом Самарской области от 11.07.2006 г. N87 ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан проживающих на территории Самарской области", который действовал на момент предоставления истцу социальной выплаты в 2010 году.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе о том, что при предоставлении социальной выплаты истцу в 2010 году частично использовались средства федерального бюджета, доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства ответчиком не представлено. Кассационная жалоба не содержит доводов, объективно опровергающих вывод суда апелляционной инстанции, что денежные средства выплачены Сафарян ФИО31 за счет субвенции, перечисленных из областного бюджета 2010 года, основанный на распоряжении заместителя мэра ДД.ММ.ГГГГ от 29 октября 2010 года "О предоставлении социальных выплат па строительство или приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Суждения, приведенные в кассационной жалобе, лишены бесспорных правовых аргументов и не опровергают установленные по делу обстоятельства. При этом аналогичные доводы были тщательно проверены на стадии апелляционного рассмотрения дела, обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением убедительных мотивов в апелляционном определении.
Каких-либо новых доводов, способных на данной стадии поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного постановления и повлечь его отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 14.04.2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.о. Тольятти - без удовлетворения.
Председательствующий Э.Ж. Умбетова
Судьи И.В. Николаев
А.А. Калиновский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.