Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Колесникова С.Г, судей Якимовой О.Н, Тароян Р.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Андриянова Алексея Николаевича на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 10.11.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 22.04.2021 по гражданскому делу N 2-1362/2020
по иску индивидуального предпринимателя Андриянова Алексея Николаевича
к Целицкому Дмитрию Владимировичу;
Целицкой Наталье Николаевне, о возмещении ущерба, с участием:
от заявителя: представителя Исакова Д.В, заслушав доклад судьи Колесникова С.Г, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
решением Жигулевского городского суда Самарской области от 10.11.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 22.04.2021, заявленные требования удовлетворены частично.
Заявитель обратился с кассационной жалобой на указанные судебные постановления.
В судебном заседании представитель заявителя изложенные в жалобе доводы поддержал.
Остальные заинтересованные лица правом участия в заседании не воспользовались.
Из положений части 1 статьи 165.1 ГК РФ следует, что уведомления, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В пункте 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано на применение данных положений к судебным извещениям и вызовам.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
В целях обеспечения соблюдения разумных сроков судопроизводства жалоба рассмотрена при имеющейся явке.
Как установлено судами, в произошедшем ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" ДТП с участием двух автомобилей автомобиль истца получил повреждения.
Гражданская ответственность причинителя вреда ФИО3 не застрахована, автомобиль, которым он управлял, принадлежал ФИО1
Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в котором просил взыскать возмещение причиненного ему ущерба с причинителя вреда и собственника его автомобиля: ФИО3 и ФИО1 соответственно.
Суды, оценив совокупность представленных по делу доказательств, установили виновность обоих водителей в соотношении 50% на 50%.
Со ссылкой на изложенные выше обстоятельства, учитывая, что ФИО1 добровольно передала автомобиль ФИО1, суды признали иск обоснованным и удовлетворили его на 50% (с учетом степени вины), взыскав в возмещение половины причиненного ущерба денежные средства с ФИО1
Заявитель в кассационной жалобе указал на ошибочное суждение судов об отсутствии ответственности собственника автомобиля причинителя вреда, оспаривал распределение вины между участниками ДТП, настаивая тем самым на переоценке судом кассационной инстанции установленных по делу обстоятельств.
В силу части 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе относительно виновности водителей, уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
С учетом изложенного, коллегия не усматривает необходимости в описании существа рассмотренного судами спора и приведения повторной оценки данных доводов жалобы.
Суд кассационной инстанции находит в данной части выводы судов законными и обоснованными, поскольку по настоящему делу юридически значимые обстоятельства, касающиеся виновности участников столкновения, определены правильно, выводы судов достаточно подробно мотивированы, должным образом отражены в судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных сторонами в материалы дела.
Доводы жалобы о виновности водителей по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, и к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств и суждений судов, в целом направлены на переоценку состоявшегося судебного постановления при отсутствии к тому правовых оснований, а также переоценку доказательств относительно обстоятельств ДТП, взаимного расположения автомобилей на проезжей части и их движения.
Между тем, в силу части 3 статьи 390 ГПК при рассмотрении кассационной жалобы суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства.
На недопустимость для суда кассационной инстанции переоценки доказательств также указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Из приведенных положений закона и руководящих разъяснений Верховного Суда РФ следует, что при рассмотрении кассационных жалобы, представления суд кассационной инстанции проверяет только законность судебных постановлений, то есть правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права.
Исследование и оценка доказательств, а также установление и оценка фактических обстоятельств дела, в т.ч. адекватности определенных судами сумм компенсации морального вреда, неустойки и штрафа либо размера возмещенных представительских расходов соответственно степени понесенных истцом нравственных и физических страданий, негативным последствиям от ненадлежащего исполнения обязательств, объёму фактически оказанных представителем услуг и пр, относятся к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 196, 330 ГПК РФ).
В силу изложенного связанные с оценкой доказательств доводы заявителя кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Аналогичное суждение отражено в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 N 51-КГ20-10-К8, 2-960/2019.
Относительно безосновательного освобождения собственника автомобиля причинителя вреда от материальной ответственности коллегия полагает жалобу обоснованной.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на гражданина, который владеет источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В силу пункта 2 статьи 1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Из указанных правовых норм следует, что гражданско-правовой риск возникновения вредных последствий при использовании источника повышенной опасности возлагается на его собственника и при отсутствии его вины в непосредственном причинении вреда, как на лицо, несущее бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Соответственно, собственник (владелец) источника повышенной опасности несет обязанность по возмещению причиненного этим источником вреда, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо, что источник повышенной опасности выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц или был передан иному лицу в установленном законом порядке.
По настоящему делу суды сочли ФИО3 законным владельцем транспортного средства, поскольку факт противоправного завладения им автомобиля не установлен.
Между тем, сам по себе факт управления им автомобилем на момент ДТП, в т.ч. по воле собственника, не может однозначно свидетельствовать о том, что именно водитель являлся на тот момент владельцем источника повышенной опасности в смысле, придаваемом данному понятию приведенными выше положениями закона.
Передача собственником транспортного средства другому лицу права управления им, в том числе с передачей ключей и регистрационных документов на автомобиль, подтверждает лишь волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование и не свидетельствует о передаче права владения имуществом в установленном законом порядке, поскольку такое использование не лишает собственника имущества права владения им, и, следовательно, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником повышенной опасности.
При том, что предусмотренный статьёй 1079 ГК РФ перечень законных оснований владения источником повышенной опасности и документов, их подтверждающих, не является исчерпывающим, любое из таких оснований требует соответствующего юридического оформления (заключение договора, выдача доверенности на право управления транспортным средством, внесение в страховой полис ОСАГО лица, допущенного к управлению транспортным средством, и т.п.).
Данный подход сформулирован в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2020 N4-КГ20-11, 2-4196/2018.
По настоящему делу установлена передача собственником автомобиля иному лицу без страхования его гражданской ответственности в порядке Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", что являлось обязательным условием для управления транспортным средством и невыполнение которого не может свидетельствовать о передаче собственником именно права владения автомобилем, поскольку приведенными выше нормами закона для возможности добровольной передачи ответственности за пользование автомобилем предусмотрена необходимость исключительно законного им владения.
С учетом приведенных выше норм права и в соответствии со статьёй 56 ГПК РФ освобождение ФИО1 как собственника источника повышенной опасности от гражданско-правовой ответственности могло иметь место при установлении обстоятельств передачи ею в установленном законом порядке права владения автомобилем ФИО3 (например, со страхованием его ответственности как владельца транспортного средства), чего по настоящему делу не установлено.
Таким образом, судами, вопреки изложенных выше положений законодательства, вынесено суждение о взыскании возмещения причиненного вреда с лица, в отношении которого переход права владения автомобиля не установлен.
Кроме того, в силу требований процессуального закона при вынесении решения суд обязан отразить свои суждения и привести их обоснования в мотивировочной части решения и указать выводы, к которым он пришел по каждому из заявленных требований, в резолютивной части решения.
По настоящему делу суду заявлялись требования к двум ответчикам. Суд вынес решение о частичном удовлетворении иска к ФИО3 и не отразил в резолютивной части своего суждения относительно требований ко второму ответчику, оставив их не рассмотренными, что законом не допускается (часть 5 статьи 198 ГПК РФ).
Судом апелляционной инстанции изложенные выше недостатки суда первой инстанции не устранены.
В силу части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Аналогичные требования предъявляются к иным судебным актам, в т.ч. определениям суда апелляционной инстанции.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" определено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В статье 2 ГПК РФ декларированы задачи гражданского судопроизводства, к числу которых отнесены правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, являющихся субъектами гражданских или иных правоотношений.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основанием для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда установленным при рассмотрении дела обстоятельствам, что имеется по настоящему делу.
Суд кассационной инстанции находит, что допущенные судами обеих инстанций нарушения законодательства являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов участвующих в деле лиц.
В силу изложенного, кассационная жалобу подлежит удовлетворению, постановления судов обеих инстанций отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит предложить ответчикам представить доказательства юридического оформления передачи права владения собственником автомобиля Целицкому Д.В, оценить их и с учетом приведенных выше правовых норм рассмотреть спор в отношении каждого из ответчиков.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Андриянова Алексея Николаевича удовлетворить, решение Жигулевского городского суда Самарской области от 10.11.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 22.04.2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий С.Г. Колесников
Судьи О.Н. Якимова
Р.В. Тароян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.