Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Умбетовой Э.Ж.
судей Речич Е.С, Никоновой О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 03.02.2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21.04.2021 г. по гражданскому делу N 2-352/2021 по иску ФИО1 к ООО "ЭкоСтройРесурс" об отмене начисления за невостребованную услугу по вывозу ТКО, Заслушав доклад судьи Умбетовой Э.Ж, выслушав объяснения представителя ФИО1 - ФИО8 А.А, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском, указав, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"А.
10.10.2020 им получен платежный документ от ООО "ЭкоСтройРесурс" для внесения платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за сентябрь 2020 года в сумме 5 015, 96 руб. а также указанием долга в сумме 100319, 20 руб. за период с 01.01.2019 по 01.09.2020.
Истец указывает, что данными услугами он не пользовался, с 01.09.2019 по 10.10.2020 в его адрес платежные документы не направлялись и не поступали предложения о заключении договора на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами от регионального оператора ООО "ЭкоСтройРесурс". Информация о существовании контейнерных площадок для приёмки твердых коммунальных отходов у истца отсутствовала, на "адрес" такой площадки нет, также как нет и в пределах 100 метрах от его дома.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд отменить начисление 100 319, 20 руб. в период с 01.01.2019 г. по 01.09.2020 г. за невостребованную услугу по вывозу ТКО, прекратить в дальнейшем начисление и взимание платы за невостребованную услугу по вывозу ТКО.
Решением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 03.02.2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21.04.2021 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФИО1 - ФИО9 А.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав позицию представителя заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником трехэтажного жилого дома, площадью 1105, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Из домовой (поквартирной) книги следует, что лиц, зарегистрированных в указанном жилом доме, нет.
С 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора, и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018 г.
Постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 N 471 (далее - постановление Правительства Самарской области N 471) утвержден Порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области, в котором места сбора ТКО определяются, согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории Самарской области. Места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом место накопления ТКО должно соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Процедура включения уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО в территориальную схему осуществляется в порядке с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130.
Соответственно, для создания мест накопления ТКО, а также для внесения их в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.
Территориальная схема Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228. Согласно п.11, п.12, п.15 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), Реестр представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО, который ведется уполномоченным органом на бумажном носителе и в электронном виде и включает в себя, в частности, раздел с данными о нахождении мест (площадок) накопления ТКО. Раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит Схему, которая отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000 (пункт 16 Правил N 1039).
Установлено также, что в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес" в абонентской базе Регионального оператора сформирован лицевой счет N на имя ФИО1, по которому осуществляется начисление платы за пользование коммунальной услугой по обращению с ТКО, исходя из общей площади объекта 1105, 8 кв.м.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь положениями статей 30, 153, 154, 155 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения", Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 года N 804, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
При этом суд принял во внимание общедоступность контейнеров для накопления ТКО, обязанность накопления отходов одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, позволяющих потребителю получить услугу по обращению с ТКО с 01.01.2019 года посредством использования любой, в том числе ближайшей к месту жительства, контейнерной площадки общего пользования, включенной в территориальную схему Самарской области, утвержденную приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228.
При этом судом также указано, что на собственнике жилого помещения лежит обязанность по обращению с ТКО, заключению договора с региональным оператором и оплате коммунальных услуг (ст. ст. 30, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что фактов неисполнения ответчиком обязательств по транспортировке ТКО не установлено, допустимых доказательств, свидетельствующих, что истец не пользовался услугами ООО "ЭкоСтройРесурс" по обращению с твердыми коммунальными отходами, не представлено, информации о месте размещения контейнерных площадок, находится в открытом доступе в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации г.о. Тольятти.
Суд кассационной инстанции находит правильными выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку выводы соответствуют обстоятельствам дела, установленными судами. Спор разрешен с соблюдением норм процессуального права при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности отказа судов в удовлетворения его требований об отмене начислений за коммунальную услугу по обращению с ТКО основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
Несогласие истца с произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных судебных постановлений.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ФИО1
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 03.02.2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 21.04.2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Э.Ж. Умбетова
Судьи Е.С. Речич
О.И. Никонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.