Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Ившиной Т.В, Пияковой Н.А.
с участием прокурора Устиновой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного Совета Удмуртской Республики, кассационное представление прокурора Удмуртской Республики на решение Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 26 февраля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 05 мая 2021 г. по гражданскому делу N 2-478/2021 по иску ФИО1 к Государственному Совету Удмуртской Республики, Государственному контрольному комитету Удмуртской Республики о восстановлении в государственной должности председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, взыскании компенсации морального вреда, заработной платы за время вынужденного прогула.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, прокурора, поддержавшего кассационное представление, объяснения участвующих посредством видеоконференц-связи представителя Государственного Совета Удмуртской Республики Гаязова А.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, ФИО1, представителя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики Калининой С.Н, возражавших по доводам жалобы и представления, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 07 апреля 2008 года он назначен председателем Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, в последующем 25 апреля 2013 года и 24 апреля 2018 года переназначался Государственным Советом Удмуртской Республики на очередной пятилетний срок.
24 ноября 2020 года Государственным Советом Удмуртской Республики принят Закон Удмуртской Республики "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики".
Данным законом сокращен предельный возраст пребывания в должности председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики с 65 до 60 лет. Данные изменения приняты с превышением полномочий.
Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 15 декабря 2020 года он досрочно освобожден от занимаемой должности в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности председателя. Расторжение трудовых отношений является незаконным, поскольку закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, что означает недопустимость распространения новых правил на трудовые правоотношения на период, действовавший на момент назначения председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики.
Считает, что Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 15 декабря 2020 года незаконно и он подлежит восстановлению в должности.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, просил суд восстановить его в должности председателя Государственного комитета Удмуртской Республики, обратить решение суда в этой части к немедленному исполнению, взыскать с Государственного Совета Удмуртской Республики в его пользу компенсацию морального вреда в размере 250 000 руб, взыскать с ответчика в его пользу оплату труда за время вынужденного прогула с 15 декабря 2020 г. по день фактического восстановления на работе.
Определением от 28 января 2021 года в судебном заседании к участию в деле в качестве соответчика привлечен Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена ФИО9
Определением от 26 февраля 2021 года принят отказ истца ФИО1 от иска к Государственному Совету Удмуртской Республики в части требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
Производство по делу в этой части прекращено.
Решением Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 26 февраля 2021 г. исковые требования ФИО1 к Государственному Совету Удмуртской Республики, Государственному контрольному комитету Удмуртской Республики о восстановлении в государственной должности председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, взыскании компенсации морального вреда, заработной платы за время вынужденного прогула удовлетворены частично.
Постановлено: "Восстановить ФИО1 в государственной должности председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики с 16 декабря 2020 года.
Взыскать с Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула за период с 16 декабря 2020 года по 26 февраля 2021 года в размере 274 946, 32 руб.
Взыскать с Государственного Совета Удмуртской Республики в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 10 000 руб.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному Совету Удмуртской Республики о взыскании компенсации морального вреда в большем размере отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному контрольному комитету Удмуртской Республики о взыскании среднего заработка за 15 декабря 2020 года отказать.
Взыскать с Государственного Совета Удмуртской Республики в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 руб.
Взыскать с Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5 949 руб.".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 05 мая 2021 г. решение Ленинского районного суда города Ижевска Удмурткой Республики от 26 февраля 2021 года отменено в части удовлетворения исковых требований ФИО1 к Государственному Совету Удмуртской Республики о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда.
В этой части принято новое решение.
Постановлено: "Отказать ФИО1 в иске к Государственному Совету Удмуртской Республики о восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда".
В остальной части решение суда изложено в следующей редакции.
"Исковые требования ФИО1 к Государственному контрольному комитету Удмуртской Республики о восстановлении в государственной должности Удмуртской Республики председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, взыскании компенсации морального вреда, заработной платы за время вынужденного прогула удовлетворить частично.
Восстановить ФИО1 в государственной должности Удмуртской Республики председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики с 16 декабря 2020 года.
Взыскать с Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула за период с 16 декабря 2020 года по 26 февраля 2021 года в размере 274946 рублей 32 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей".
Апелляционную жалобу Государственного Совета Удмуртской Республики удовлетворена частично.
Апелляционное представление прокурора удовлетворено частично".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных постановлений, неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит суд отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В кассационном представлении прокурор, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" председатели контрольно-счетных органов являются должностными лицами контрольно-счетных органов.
Пунктом "б" части 5 указанной статьи предусмотрено, что Должностное лицо контрольно-счетного органа, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность, досрочно освобождается от должности на основании решения законодательного (представительного) органа в случае: достижения установленного законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с федеральным законом предельного возраста пребывания в должности.
Согласно частям 1, 2 статьи 5 Закона Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года N 51-РЗ "О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики" Государственный контрольный комитет возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Государственным Советом Удмуртской Республики.
Председатель Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики замещает государственную должность Удмуртской Республики.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона Удмуртской Республики "О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики" (в редакции Закона Удмуртской Республики от 03 декабря 2020 года N 79-РЗ, вступившего в силу 04 декабря 2020 года) председатель Государственного контрольного комитета досрочно освобождается от должности на основании решения Государственного Совета Удмуртской Республики в случае достижения им предельного возраста пребывания в должности - 60 лет.
До 04 декабря 2020 года действовала редакция Закона Удмуртской Республики "О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики", согласно которой предельный возраст пребывания в должности председателя Государственного контрольного комитета составлял 65 лет.
В соответствии с п. 36 ч.1 ст.14 Закона УР от 05.12.2007 N 65-РЗ "О Государственном Совете Удмуртской Республики" к полномочиям Государственного Совета относится избрание, назначение и освобождение от должности руководителей органов контроля, образуемых Государственным Советом; назначение на должность Председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики.
Пунктом 17 статьи 61 Регламента Государственного Совета Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Государственного Совета от 18 сентября 2018 года N 232-VI предусмотрено, что большинством голосов от числа избранных депутатов Государственный Совет принимает решение о назначении председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики и досрочном прекращении его полномочий.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением Государственного Совета от 25 апреля 2013 года N 125-V ФИО1 был назначен на должность председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики.
В соответствии с указанным постановлением между Государственным Советом Удмуртской Республики и ФИО1 заключен трудовой договор о замещении государственной должности председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики.
Трудовой договор является срочным, основанием для его заключения в соответствии со статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации является избрание на определенный срок на выборную должность, на оплачиваемую работу (пункт 2 договора).
Согласно пункту 3 трудового договора срок полномочий председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики и срок действия трудового договора 5 лет - с момента избрания работника с 25 апреля 2013 года по 24 апреля 2018 года.
Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 24 апреля 2018 года N 158-VI ФИО1 в соответствии со статьей 5 Закона Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года N 51-РЗ "О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики" назначен на должность председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики.
26 апреля 2018 года Председателем Государственного Совета Удмуртской Республики вынесено распоряжение N 8-РП-Л об установлении гарантий деятельности: размеров денежного содержания и иных выплат, дней оплачиваемого отпуска, иных гарантий, предусмотренных законодательством Удмуртской Республики и Российской Федерации.
Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 15 декабря 2020 года N 821-VI в лице его Председателя в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 8 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года N 51-РЗ "О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики" ФИО1 досрочно освобожден от должности председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности.
На момент введения в действие изменений в Закон Удмуртской Республики "О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики" (в редакции от 03 декабря 2020 года N 79-РЗ) возраст ФИО1 составлял 62 года.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, исходил из того, что в статье 2 Закона Удмуртской Республики от 03 декабря 2020 года N 79-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики" указано, что данный Закон вступает в силу после его официального опубликования, указания на применение закона на отношения, возникшие до вступления его в силу, не имеется.
Поскольку изменения в Закон Удмуртской Республики о снижении предельного возраста пребывания в должности председателя Государственного контрольного комитета до 60 лет внесены во время пребывания истца в должности председателя Государственного контрольного комитета, он был назначен на должность председателя Государственного контрольного комитета до внесения изменений в Закон Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года N 51-РЗ "О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики", в силу приведенных выше норм права и разъяснений Конституционного Суда РФ, на отношения с истцом Закон Удмуртской Республики "О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики" в новой редакции распространяться не может.
Правовые отношения председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики с Государственным Советом Удмуртской Республики и Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики представляют собой сложный юридический состав в трудовых правоотношениях.
Государственный Совет является органом, назначающим и освобождающим от должности председателя Государственного контрольного комитета, в Государственном контрольном комитете оформляется отпуск, производится начисление денежного содержания председателя, Государственный контрольный комитет удерживает налог на доходы физических лиц.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о том, что Государственный Совет Удмуртской Республики является для истца лицом, предоставляющим работу по определенной трудовой функции, - работодателем, указал, что между истцом ФИО1 и ответчиком Государственным контрольным комитетом Удмуртской Республики сложились трудовые отношения, по которым ФИО1 исполняет обязанности председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, а Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики является для него работодателем.
Государственный Совет Удмуртской Республики в силу закона выполнял часть функций работодателя, связанных с назначением и освобождением от занимаемой должности, что соответствует положениям абзаца 4 части 2 статьи 16, части 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Государственный Совет Удмуртской Республики выполнял часть функций работодателя, устанавливая гарантии деятельности председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики, определяя размер денежного содержания и его составные выплаты.
Суд незаконно взыскал с ответчика в пользу истца денежные средства в счет компенсации морального вреда, сумму подлежащей уплате государственной пошлины.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции с выводами суда апелляционной инстанции согласиться не может, а доводы кассационной жалобы находит заслуживающими внимания на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Принимая решение в отношении требований, заявленных к Государственному совету Удмуртской Республики, суд первой инстанции исходил из незаконности постановления Государственного Совета Удмуртской Республики от 15 декабря 2020 года N 821-VI, принятого данным ответчиком в силу возложенных на него законом Удмуртской Республики "О Государственном Совете Удмуртской Республики" регламентом Государственного Совета Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Государственного Совета от 18 сентября 2018 года N 232-VI, законом Удмуртской Республики от 10 октября 2011 года N 51-РЗ "О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики" полномочий.
Суд апелляционной инстанции, не опровергнув указанные выводы суда первой инстанции и установленные судом первой инстанции обстоятельства, пришел к выводу о том, что в удовлетворении требований к Государственному совету Удмуртской Республики надлежит отказать, поскольку работодателем истца является Государственный контрольный комитет Удмуртской Республики, а Государственный Совет Удмуртской Республики в силу закона выполнял только часть функций работодателя.
Отменяя решение в части разрешения требований к Государственному Совету Удмуртской Республики, суд апелляционной инстанции не привёл мотивы, по которым признал данного ответчика ненадлежащим при том, что в силу приведенных законов Удмуртской Республики Государственный совет Удмуртской Республики принимает решение о назначении на должность и освобождении от занимаемой должности председателя Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики.
Соглашаясь с выводами суда о том, что вступившие в силу 04 декабря 2020 года изменения в Закон Удмуртской Республики "О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики" о предельном возрасте пребывания в должности председателя Государственного контрольного комитета - 60 лет не могут быть расценены как законные основания для прекращения ранее возникших трудовых отношений, суд второй инстанции не дал никакой оценки постановлению Государственного Совета Удмуртской Республики от 15.12.2020 г. о незаконности которого заявлял истец в своём иске, и которое послужило основанием для освобождения истца от занимаемой должности.
Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики фактически не выполнила установленную главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность суда апелляционной инстанции по осуществлению проверки законности и обоснованности не вступившего в законную силу решения суда.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, а также изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы, постановление суда апелляционной инстанций нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд второй инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 05 мая 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный Суд Удмуртской Республики.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Т.В. Ившина
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.