Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 17 августа 2021 года) жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Газонефтепродукт сеть" (прежнее наименование - общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница") Щербаченко И.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому округу от 27 августа 2020 года N 20-9200/01-13/Ф-98/3 и решение судьи Ставропольского краевого суда от 3 февраля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому округу от 27 августа 2020 года N 20-9200/01-13/Ф-98/3 ООО "Газэнергосеть розница" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 23 ноября 2020 года вышеуказанное постановление должностного лица от 27 августа 2020 года N 20-9200/01-13/Ф-98/3 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 3 февраля 2021 года решение судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 23 ноября 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Пятигорский городской суд Ставропольского края.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Газонефтепродукт сеть" Щербаченко И.В. просит отменить постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому округу от 27 августа 2020 года N 20-9200/01-13/Ф-98/3 и решение судьи Ставропольского краевого суда от 3 февраля 2021 года, как незаконные, производство по делу прекратить.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года N 27л/с.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;
5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе одного из принципов: запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно пункту 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1425, режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе, размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов; сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов.
Как усматривается из материалов дела 21 августа 2020 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Газэнергосеть розница", согласно которому 11 августа 2020 года указанное лицо при эксплуатации и размещении блочной автозаправочной станции по адресу: "адрес", напротив следственного изолятора УФСИН России по Ставропольскому краю, на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" в границах второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны г. Пятигорска, а также в границах водоохранной зоны реки Подкумок, нарушило требования части 1 статьи 34, части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 3 статьи 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных леченых ресурсах, природных лечебно-оздоровительных местностях и курортах", пункта 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1425, статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 29 раздела V Положения о курорте федерального значения Пятигорск, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2006 года N 14.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Газэнергосеть розница" постановлением уполномоченного должностного лица Росприроднадзора о назначении административного наказания к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление о назначении административного наказания, судья городского суда пришел к выводу о том, что в действиях ООО "Газэнергосеть розница" отсутствует состав административного правонарушения, поскольку требования части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации к ООО "Газэнергосеть розница" не применимы, поскольку автоматизированная блочная автозаправочная станция введена в эксплуатацию в 2012 году, а пункт 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1425, не распространяется на указанный объект, поскольку он не является складом горюче-смазочных материалов.
Судья Ставропольского краевого суда с такими выводами судьи городского суда не согласился, признав их преждевременными, поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела не были выполнены. В связи с этим решение судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 23 ноября 2020 года было отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должны быть установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вместе с тем, указанные требования судьей городского суда при проверке жалобы ООО "Газэнергосеть розница" на постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому округу от 27 августа 2020 года N 20-9200/01-13/Ф-98/3, не выполнены, факт нахождения земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в границах второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны г. Пятигорска и водоохранной зоны реки Подкумок установлен либо опровергнут не был, нарушение иных требований природоохранного законодательства (помимо части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1425), вмененных ООО "Газэнергосеть розница" не проверено, какая-либо оценка им не дана.
Таким образом, выводы судьи краевого суда следует признать обоснованными, предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому округу от 27 августа 2020 года N 20-9200/01-13/Ф-98/3 и решение судьи Ставропольского краевого суда от 3 февраля 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Газонефтепродукт сеть" (прежнее наименование - общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница") Щербаченко И.В. - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Справка:
судья краевого суда Темрезов Т.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.