Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 16 августа 2021 года) жалобу директора Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" Есиной Т.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 7 Промышленного района г. Ставрополя от 21 апреля 2021 года и решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 17 июня 2021 года, вынесенные в отношении ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Промышленного района г. Ставрополя от 21 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 17 июня 2021 года, Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" (далее - ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ") признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, директор ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" Есина Т.И. просит отменить постановленные по делу судебные акты, считая их незаконными и необоснованными, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В возражениях на жалобу ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" Министерство образования Ставропольского края указывает на отсутствие регистрации ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении" как на момент завершения проверки, так и по состоянию на 13 сентября 2021 года.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года N 27л/с.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы, возражений на нее, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения деяния) непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" к административной ответственности по названной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении, обжалуемых судебных актах выводы о том, что указанное образовательное учреждение в нарушение части 9 статьи 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункта 5 Правил формирования и ведения федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 729, приказа Министерства образования Ставропольского края от 15 января 2021 года N 25-кн "О проведении плановой выездной проверки ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" в установленный срок, то есть до 28 февраля 2021 года, не внесены сведения о документах о квалификации, выданных ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" с 1 сентября 2013 года лицам, освоившим программы дополнительного профессионального образования.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 1 марта 2021 года N 5 (л.д. 4-8); приказом Министерства образования Ставропольского края от 15 января 2021 года N 25-кн о проведении плановой выездной проверки с перечнем документов, предоставление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (л.д. 13-22); актом проверки от 1 марта 2021 года (л.д. 23-31); копией электронного письма о направлении приказа о проверке с подтверждением его получения ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" 22 января 2021 года в 11 часов 42 минуты (л.д. 32); копией лицензии ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" от 12 сентября 2016 года N 5060 на право оказания образовательных услуг (л.д. 33), экспертным заключением по результатам мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования и лицензионному контролю за образовательной деятельностью от 3 февраля 2021 года (л.д. 83-87); копиями приказов ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" за февраль-март 2020 года об отчислении из контингента слушателей ряда лиц в связи с завершением обучения (л.д. 88-92); свидетельскими показаниями главного специалиста отдела надзора и контроля в сфере образования Министерства образования Ставропольского края ФИО9 эксперта ФИО8, данными мировому судье в ходе судебного заседания 12 апреля 2021 года с предупреждением об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (л.д. 77) и иными доказательствами, которым судами дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, вывод мирового судьи о наличии в действиях ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Соответствующие выводы мирового судьи правомерно были поддержаны судьей районного суда. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей районного суда в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
В соответствии с частями 9 и 10 статьи 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", порядок ее формирования и ведения (в том числе порядок доступа к содержащимся в ней сведениям), порядок и сроки внесения в нее сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 729 (действовавших по 31 июля 2021 года), сведения о документах об образовании, выданных с 1 сентября 2013 года по 31 декабря 2020 года включительно, подлежат внесению в информационную систему в срок по 28 февраля 2021 года включительно.
Согласно положениям пунктов 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 729 "О Федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" названная информационная система создается Федеральной службой по надзору в сфере образования, которой также реализуются полномочия, установленные в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.
Как следует из приказа Министерства образования Ставропольского края от 15 января 2021 года N 25-кн срок проведения плановой выездной проверки ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" определен в 20 рабочих дней (с учетом праздничного дня 23 февраля), к проведению проверки надлежит приступить с 1 февраля 2021 года и окончить не позднее 1 марта 2021 года.
Следовательно, последний рабочий день проверки 1 марта 2021 года, то есть по истечении предоставленного законодателем срока внесения сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", определенного по 28 февраля 2021 года включительно.
Из пункта 1.15 акта проверки от 1 марта 2021 года следует, что в нарушение части 9 статьи 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункта 5 Правил формирования и ведения федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 729, приказа Министерства образования Ставропольского края от 15 января 2021 года N 25-кн "О проведении плановой выездной проверки ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" в установленный срок, то есть до 28 февраля 2021 года, не внесены сведения о документах о квалификации, выданных ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" с 1 сентября 2013 года лицам, освоившим программы дополнительного профессионального образования (л.д. 26).
Из копии приказов ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" от 3 марта 2020 года N 8, от 10 февраля 2020 года N 6, от 25 февраля 2020 года N 7, от 10 марта 2020 года N 11, от 20 марта 2020 года N 13 следует, что в связи с завершением обучения из числа слушателей были исключены 33 человека (л.д. 88-92).
Из свидетельских показаний эксперта ФИО4 следует, что вопреки установленной законодательством обязанности образовательной организации по внесению информации в "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении" в ходе проверки ни визуально путем демонстрации заполненных форм, ни документально доказательств исполнения такой обязанности предоставлено не было, при этом руководитель проверяемой образовательной организации ссылалась на выполнение данной обязанности иными лицами (л.д. 6, том 2).
Из свидетельских показаний главного специалиста отдела надзора и контроля в сфере образования Министерства образования Ставропольского края ФИО3 следует, что ею с использованием имеющегося пароля доступа к "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении" проведена проверка исполнения обязанности ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" по внесению информации в "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении", однако в базе данных никаких сведений внесено не было (л.д. 5, том 2).
С учетом изложенного нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу как о наличии события, так и о наличии в действиях ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" о нарушении главным специалистом отдела надзора и контроля в сфере образования Министерства образования Ставропольского края ФИО3 и государственным органом по федеральному государственному надзору в сфере образования требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не может быть признан состоятельным.
Довод о фактическом проведении проверки только 3 февраля 2021 года со ссылкой на то, что по состоянию на указанную дату срок предоставления сведений, предусмотренный пунктом 5 Правил формирования и ведения федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 729, по 28 февраля 2021 года включительно не истек, подлежит отклонению, поскольку срок проведения плановой проверки охватывает указанный период времени, акт проверки и протокол об административном правонарушении составлены 1 марта 2021 года.
Более того, в опровержение выводов должностного лица каких-либо доказательств о внесении информации, предусмотренной пунктом 5 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 729, заявителем жалобы не представлено, тогда как направленная из Министерства образования Ставропольского края в Пятый кассационный суд общей юрисдикции выгрузка из указанной федеральной информационной системы указывает о неисполнении предусмотренной законом обязанности по предоставлению информации в срок до 28 февраля 2021 года.
Основанием для оформления протокола об административном правонарушении явилось обнаружение в ходе плановой выездной проверки, проведенной с надлежащим извещением на основании приказа Министерства образования Ставропольского края, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что согласуется с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные данные зафиксированы в акте проверки от 1 марта 2021 года и копиях материалов проверки, и не опровергнуты заявителем жалобы.
При составлении протокола об административном правонарушении требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, протокол составлен в присутствии представителя ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ", что объективно подтверждено материалами дела, сам по себе факт заблаговременного распечатывания текста процессуального документа не свидетельствует о нарушении порядка его составления.
Недостатков протокола об административном правонарушении не выявлено, оснований для признания данного документа недопустимым доказательством для установления вины лица в совершении вышеуказанного административного правонарушения не имеется. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие правонарушения должным образом описано.
Доказательства, содержащиеся в материалах дела, достаточны для признания ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют признать, что у ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" имелась возможность соблюдения приведенных выше правовых норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В целом доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые явились предметом исследования при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями, не опровергают установленных по делу обстоятельств и не влияют на законность принятых на основании имеющихся в материалах дела доказательств, объективно подтверждающих совершение административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что нижестоящими судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Срок давности привлечения ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по такой категории дел, соблюден, административное наказание назначено в пределах санкции статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 7 Промышленного района г. Ставрополя от 21 апреля 2021 года и решение судьи Промышленного районного суда г. Ставрополя от 17 июня 2021 года, вынесенные в отношении ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора ЧОУ ДПО "Институт повышения квалификации "ЮТАМЕДФАРМ" Есиной Т.И. - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Для сведения:
мировой судья Лайпанова А.Ш.
судья районного суда Сподынюк Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.