Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Курбановой Оксаны Николаевны на решение Ленинского районного суда города Курска от 2 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 18 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Курбановой Оксаны Николаевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Курбанова О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Управления Росреестра по Курской области от 8 октября 2020 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства; возложить обязанность осуществить государственный кадастровый учет объекта незавершенного строительства.
В обоснование заявленных требований указала, что обратившись к административному ответчику с заявлением о проведении государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства - садового дома, расположенного на земельном участке по адресу: "адрес" ей было отказано в предоставлении государственной услуги, в связи с тем, что не устранены основания приостановления государственной регистрации. Административный истец полагала, что данный отказ является незаконным, нарушающим ее права, как собственника объекта недвижимости, поскольку ею соблюдены все требования, а также имеются вступившие в законную силу соответствующим решением арбитражного суда.
Определением суда от 24 ноября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен государственный регистратор Управления Росреестра по Курской области Воробьева Р.С.
Определением суда от 21 декабря 2020 года к участию в деде в качестве заинтересованного лица привлечен филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, а государственный регистратор Управления Росреестра по Курской области Воробьева Р.С. исключен из числа заинтересованных лиц и привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика.
Определением суда от 12 января 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: кадастровый инженер Рудых К.С. и государственная инспекция строительного надзора Курской области.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 2 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 18 мая 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 8 июля 2021 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 22 июля 2021 года, Курбанова О.Н. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указала, что каких-либо нарушений параметров садового дома, обязанность соблюдения которых прямо предусмотрена действующими нормами права, при рассмотрении настоящего дела нижестоящими судами не установлена, доказательств их нарушения административным ответчиком не представлено. Кроме того указала, что судами нижестоящих инстанций не учтено, что вопрос о самовольности строения, исходя из положений статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, разрешается судом по искам заинтересованных лиц, следовательно у административного ответчика отсутствовали законные основания для отказа в соответствующих регистрационных действиях.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В пункте 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, определением кассационной инстанции Арбитражного суда Центрального округа от 20 ноября 2019 года по делу N А35-1099/2018 утверждено мировое соглашение, согласно которого индивидуальный предприниматель "ФИО" в течение 8 месяцев с даты вступления в силу определения суда обязуется привести незавершенный строительством объект недвижимости - двухэтажное здание, ориентировочной площадью 1 480 кв. м, по адресу: "адрес", в соответствие с проектной документацией, подготовленной "наименование юридического лица" в 2019 году.
Между Курбановой О.Н. и "ФИО" 3 июня 2019 года заключено соглашение о разделе земельного участка и брачный договор, в результате чего земельный участок по адресу: "адрес" перешел в собственность Курбановой О.Н.
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости, Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ), указано, что данным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных указанным Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о государственной регистрации ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, согласно части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации, осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
В пункте 3 части 1 статьи 29 приведенного Закона предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных указанным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В статье 26 Закона о государственной регистрации содержатся основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Так, в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона о государственной регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Курбанова О.Н. 19 июня 2020 года обратилась в Управление Росреестра по Курской области с заявлением, в котором просила осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на объект незавершенного строительства - садовый дом проектируемой площадью 1 059, 9 кв. м по адресу: "адрес" приложив: квитанцию об уплате государственной пошлины, технический план объекта незавершенного строительства, определение кассационной инстанции Арбитражного суда Центрального округа от 20 ноября 2019 года по делу N А35-1099/2018, проектную документацию стадия "П" садового дома от 2019 года.
Государственным регистратором Управление Росреестра по Курской области Воробьевой Р.С. 8 июля 2020 года принято решение о приостановлении государственной регистрации до 7 октября 2020 года и рекомендовано: переоформить технический план в соответствии с требованиями пункта 20 Приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (уведомление N 46/001/006/2020-1466, 46-0-1-208/3201/2020-2376).
Курбановой О.Н. 9 сентября 2020 года предоставлены дополнительные документы, в частности проектная документация стадия "П" (корректировка проекта).
Государственным регистратором Управления Росреестра по Курской области Воробьевой Р.С. 15 сентября 2020 года в адрес административного истца направлено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета N 46-0-1-208/3201/2020-2376/1.
Также государственным регистратором Управления Росреестра по Курской области 15 сентября и 1 октября 2020 года сделаны межведомственные запросы, в том числе, в государственную инспекцию строительного надзора Курской области, об оценке предоставленной заявителем проектной документации, на которые 6 октября 2020 года дан ответ, согласно которому с учетом рассмотрения предоставленной проектной документации объект капитального строительства [незавершенный строительством объект] по адресу: "адрес" по своим объемно-планировочным характеристикам не может быть отнесен к садовому дому и не обладает признаками здания сезонного использования, предназначенного для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
Решением государственного регистратора Управления Росреестра по Курской области Воробьевой Р.С. от 8 октября 2020 года Курбановой О.Н. отказано в государственной регистрации права в связи с неустранением оснований приостановления государственной регистрации, о чем было сообщено заявителю уведомлением N 46-0-1-208/3201/2020-2376/3.
Так частью 12 статьи 70 Закона о государственной регистрации установлено, что до 1 марта 2021 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 данного Закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном указанной частью статьи 70 Закона о государственной регистрации, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, предусмотренном частью 12 статьи 70 Закона о государственной регистрации, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет наличия или отсутствия предусмотренных пунктами 1-10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 указанного Закона оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок и соответствия: сведениям, содержащимся в ЕГРН и предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом (часть 13 названной статьи).
Как Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 23), так и ранее действовавший Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (статьи 19, 34), допускали строительство на садовых земельных участках с соблюдением предельных параметров разрешенного строительства зданий и сооружений, определяемых градостроительными регламентами, а также в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории.
В пункте 11.6.1 Решения Курского городского собрания "О правилах землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск" от 23 октября 2007 года N 388-ЗР (далее - Правила землепользования и застройки города Курска) установлен градостроительный регламент жилой зоны коллективных садоводств с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (виды разрешенного использования и предельные параметры), к которой относится земельный участок с кадастровым номером 46:29:102125:642, на котором расположен объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г.Курск, СНТ "им.Симиренко", участок 11-12, 14.
Согласно подпункту 6 пункта 11.6.1 Правил землепользования и застройки города Курска дома и прочие строения должны размещаться с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, при наличии возможности обеспечения объектов необходимой инженерной инфраструктурой с учетом положений указанных Правил землепользования и застройки города Курска, приведенных в данном подпункте.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садовый дом - это здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
В части 1 статьи 23 указанного Федерального закона определено, что предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (часть 2 названной статьи).
Однако, как установлено судами в ходе рассмотрения дела, из проектной документации, предоставленной административным истцом в целях устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации, на плане первого этажа предусмотрено размещение восьми подсобных помещений, которые не являются помещениями, предназначенными для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд функционального назначения которых было бы характерным для садового дома, кроме того, со второго этажа (второй свет) не имеют перекрытия - просматриваются помещения, предназначенные для удовлетворения бытовых и иных нужд (спальни, умывальная, санузел). Соответственно, государственную инспекцию строительного надзора Курской области после оценки указанной проектной документации, представленной по запросу государственного регистратора, сделан вывод о том, что объект капитального строительства [незавершенный строительством объект] по адресу: "адрес" по своим объемно-планировочным характеристикам не может быть отнесен к садовому дому и не обладает признаками здания сезонного использования, предназначенного для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.
Таким образом, государственный регистратор обоснованно приостановил осуществление государственного кадастрового учета.
Поскольку в течение срока приостановления заявителем не были устранены причины, препятствующие государственному кадастровому учету, отказ в осуществлении последнего основан на законе (статья 27 Закона о государственной регистрации).
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного истца, исходил из того, что оснований для признания решения об отказе в регистрации права собственности от 8 октября 2020 года N 46-0-1-208/3201/2020-2376/3 не имеется, поскольку оно является законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с нормами закона, уполномоченным лицом, в рамках предоставленных полномочий в связи с тем, что заявителем не были устранены причины, препятствующие осуществлению учетно-регистрационных действий в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, а срок приостановления государственной регистрации истек.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца. Требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что административные исковые требования Курбановой О.Н. не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия указанной совокупности.
Судебная коллегия находит указанные выводы нижестоящих судов законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о незаконности действий административного ответчика не подтверждаются материалами дела, опровергнуты при рассмотрении дела.
Все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки нижестоящих судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. В остальном доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой и в суде апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 2 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 18 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Курбановой Оксаны Николаевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 1 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.