Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А, судей Зюзюкина А.Н, Козловской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галкина К.А. к обществу с ограниченной ответственностью "Регион Туризм" о взыскании денежной суммы по договору приобретения туристического продукта, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, убытков
по кассационной жалобе Галкина К.А.
на решение Коминтерновского районного суда города Воронежа от 3 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 23 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Зюзюкина А.Н, судебная коллегия
установила:
Галкин К.А. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Регион Туризм" (далее- ООО "Регион Туризм") о взыскании денежной суммы, уплаченной по договору реализации туристического продукта, убытков, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
В обоснование требований указал на то, что 29 декабря 2019 г. заключил с обществом с ограниченной ответственностью "Шангрила" договор о реализации туристического продукта N 210, предусматривающего поездку в Турцию, включая перелет, размещение в отеле, даты пребывания с 31 июля 2020 г. по 13 августа 2020 г, туроператором по которому является ООО "Регион Туризм". Оплата по договору составила 249 051 руб.
В связи с тем, что на официальном сайте Федерального агентства по туризму была размещена информация о том, что с 17 марта 2020 г. в Турции в связи пандемией коронавируса Covid19 закрыты, театры, кинотеатры, выставочные центры, концертные залы и т.д, истец 11 апреля 2020 г. известил о расторжении договора турагента, 24 апреля 2020 г.- туроператора.
Ссылаясь на изложенное и неудовлетворение ответчиком требований претензии о возврате уплаченной по договору суммы, истец просил взыскать с ООО "Регион Туризм" в свою пользу уплаченную по договору сумму в размере 236 970, 20 руб, убытки, понесенные в связи с почтовым отправлением претензии, в размере 198, 50 руб, неустойку за нарушение срока удовлетворения требования за период с 3 мая 2020 г. по день исполнения обязательства, компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб, штраф.
Решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 3 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 23 марта 2021 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Галкин К.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив принятые по делу судебные акты, изложенные в жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу, что таких нарушений при рассмотрении дела допущено не было.
Рассматривая дело и разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался Положением об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператорам, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 года N 1073 (далее- Положение) и исходил из того, что установленный данным Положением срок возврата истцу уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не наступил.
Судебная коллегия находит эти выводы правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судами обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд не применил подлежащие применению часть 5 статьи 10, статью 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", статью 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", отклоняются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19.4 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать на 2020 и 2021 годы особенности исполнения, изменения и (или) расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 г. N 1073 утверждено Положение.
Положение размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 июля 2020 г, опубликовано в "Российской газете" 30 июля 2020 г, в Собрании законодательства Российской Федерации 3 августа 2020 г, N 31 (часть II).
Устанавливая особенности на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, туроператором либо турагентом, реализующим туристский продукт, Положение закрепляет предоставление туристского продукта, предусмотренного договором, либо равнозначного туристского продукта в сроки, определяемые дополнительно по соглашению сторон договора, но не позднее 31 декабря 2021 г. (пункт 2).
В соответствии с пунктом 5 Положения, вступившего в действие с 24 июля 2020 г, в случае расторжения договора по требованию заказчика, в том числе при отказе заказчика от равнозначного туристского продукта, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2021 г, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6 и 7 Положения.
Случаев, предусмотренных пунктами 6 и 7 Положения, по настоящему делу не установлено.
Согласно пункту 7 Положения, в случае если на день вступления в силу постановления, указанного в пункте 3 Положения, наступили сроки предоставления туристского продукта, предусмотренного договором, и туроператором не направлено уведомление в сроки, установленные пунктом 3 Положения, туроператор осуществляет возврат заказчику уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2020 г.
Судами нижестоящих инстанций установлено и из материалов дела следует, что Галкин К.А. потребовал расторжения договора до наступления срока предоставления туристского продукта, предусмотренного договором, в связи с чем туроператор осуществляет возврат уплаченных им за туристский продукт денежных сумм не позднее 31 декабря 2021 г, следовательно, права истца как потребителя к моменту рассмотрения дела судом не нарушены, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что нормы Положения не подлежат применению при разрешении спорных правоотношений, т.к. оно вступило в силу позже отказа истца от договора о реализации туристского продукта, являются ошибочными.
Положение устанавливает особенности на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, независимо от даты, когда заказчик заявил о расторжении договора.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела судом применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Коминтерновского районного суда города Воронежа от 3 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 23 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Галкина К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.