Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А, судей Тарасовой С.М, Камышановой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лежиковой А. В. к Лежикову В. В, индивидуальному предпринимателю Сорокиной Н. В. о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков и исключении записи, о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельные участки, о признании права собственности на долю в земельном пае, обязании выделить в натуре в собственность долю из земельного участка
по кассационной жалобе Лежиковой А. В. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 29 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 26 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Тарасовой С.М.; выслушав объяснения представителя Шубиной И. В, действующей по доверенности от 2 июня 2020 г. в интересах Лежиковой А. В. и поддержавшей доводы кассационной жалобы; возражения представителя Баскакова А. А.ча, действующего по доверенности от 1 сентября 2020 г. в интересах Сорокиной Н. В.; судебная коллегия
установила:
Лежикова А.В, обратившись в суд, и уточнив исковые требования, просила
признать недействительными договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами N, N N, заключенные между Лежиковым В.В. и Сорокиной Н.В.;
исключить записи о них из Единого государственного реестра недвижимости;
признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Лежикова В.В. на земельные участки с кадастровыми номерами N N, N, исключив из Единого государственного реестра недвижимости записи от 19 марта 2020 г. о праве собственности в отношении них;
признать за Лежиковой А.В. право собственности на долю в земельном пае бывшего КФХ " Лежиков" общей площадью 37 га, состоящую из 27 га пашни, 3, 2 га сенокосов, 6, 8 га пастбищ, согласно постановлению администрации Балаковского района N от 3 декабря 1992 г.;
обязать Лежикова В.В. выделить в натуре в собственность Лежиковой А.В. указанную долю из земельного участка бывшего КФХ Лежиков" общей площадью 37 га.
В иске указала, что является собственником земельного участка общей площадью 37 га по адресу: "адрес"; - 18.5 га ей выделены при выходе из бывшего колхоза "Россия", а впоследствии из товарищества "Пылковское", для образования крестьянско-фермерского хозяйства; другие 18, 5 га выделены для той же цели ее покойному супругу Л.В.Н, которые после его смерти перешли ей в порядке наследования по закону.
Указанной землей раньше пользовался ее сын Лежиков В.В.; последние несколько лет земельным участком пользуется фермер Сорокина Н.В.
При рассмотрении другого гражданского дела по ее иску к Лежикову В.В, ИП Сорокиной Н.В. об устранении препятствий в пользовании земельным участком стало известно, что спорный земельный участок зарегистрирован Лежиковым В.В. в его собственность и продан им 19 марта 2020 г. ИП Сорокиной Н.В. Она (истец) разрешения на совершение указанных сделок не давала.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 29 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 26 мая 2021 г, в удовлетворении исковых требований Лежиковой А.В. отказано.
В кассационной жалобе Лежикова А.В. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, принять новое решение об удовлетворении иска.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверив законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для ее удовлетворения не установила.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением объединенной администрации города Балакова и Балаковского района от 8 ноября 1994 г. N Лежиковой А.В. на праве общедолевой собственности был предоставлен земельный участок по адресу: "адрес" - общей площадью 18, 5 га. Право собственности зарегистрировано 26 декабря 1994 г, о чем выдано свидетельство о праве собственности на землю.
Решением исполнительного комитета Балаковского районного Совета народных депутатов N от 27 февраля 1991 г. "О предоставлении земельного участка Лежикову В.В. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства" Лежикову В.В. в пожизненное наследуемое владение предоставлен земельный участок общей площадью 43, 6 га, из них сельскохозяйственных угодий - 43, 6 га (в том числе 29 га пашни, 5, 9 га сенокосы, 8, 7 га пастбища), изымаемых из землепользования колхоза "Россия" для организации крестьянского (фермерского) хозяйства зернового направления. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства утвержден Лежиков В.В, членами хозяйства: Л.Т.В, Лежиков В.В, Л.Н.В.
Крестьянское (фермерское) хозяйство Лежиков В.В. зарегистрировано в качестве юридического лица 3 декабря 1992 г.
Постановлением администрации Балаковского района от 3 декабря 1992 г. N "О предоставлении земельного участка в собственность фермеру Лежикову В.В. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства" в состав крестьянского (фермерского) хозяйства Лежикова В.В. включены
Л.В.Н, Лежикова А.В. с земельными паями из земель товарищества "Пылковское" в количестве 37 га сельскохозяйственных угодий, в том числе 27 га пашни, 3, 2 га сенокосов, 6, 8 га пастбищ;
Л.Т.В. с земельным паем из фонда перераспределения в количестве 18, 5 га, в том числе 13, 5 га пашни, 1, 6 га сенокосов, 3, 4 га пастбищ.
Закреплен в собственность общий земельный участок площадью 99, 1 га, из них 99, 1 га - сельскохозяйственные угодья, в том числе 69, 5 га пашни, 10, 7 га сенокосов, 18, 9 га пастбищ, для организации крестьянского (фермерского) хозяйства зернового направления. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства утвержден Лежиков В.В, членами хозяйства: Л.Т.В, Л.В.Н, Лежикова А.В.
Из выписки из протокола общего собрания крестьянского (фермерского) хозяйства Лежиков В.В. от 1 марта 1993 г. следует, что Лежикова А.В. вышла из состава членов крестьянского (фермерского) хозяйства, протоколом установлен размер денежной компенсации за земельный пай, исходя из рыночной стоимости на момент выплаты.
Лежикова А.В. и Л.В.Н. состояли в зарегистрированном браке.
Л.В.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", при выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежат. Часть имущества (вклад, доля, пай) может компенсироваться денежными средствами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства, а при ее отсутствии - в судебном порядке. Срок выплаты компенсации при этом не должен превышать 5 лет.
Поскольку земельный участок для ведения крестьянско-фермерского хозяйства предоставлен по правилам Земельного кодекса РСФСР, супруг истца умер до введения в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование такого земельного участка осуществляется согласно правовым нормам, действовавшим на день смерти наследодателя.
Согласно статье 23 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" утратил силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, при этом крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-I "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 г. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
В силу ст. 61 ЗК РСФСР земельный участок гражданина, ведущего крестьянское (фермерское) хозяйство, передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами крестьянского хозяйства. При отсутствии таковых земельный участок передается одному из наследников имущества умершего, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство в соответствии с требованиями части третьей статьи 58 настоящего Кодекса. При наличии нескольких таких наследников выбор производится на конкурсной основе местным Советом народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок. Споры о преимущественном праве наследования земельного участка рассматриваются в суде.
При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается по наследству в размерах, установленных для ведения личного подсобного хозяйства, для обслуживания жилого дома либо для садоводства или животноводства.
Наследник земельного участка имеет право на получение стоимости отчуждаемого земельного участка, на который не переходит право собственности.
Согласно объяснениям ответчика Лежикова В.В. при рассмотрении дела в апелляционном порядке, Лежикова А.В. за выплатой компенсации за земельную долю не обращалась.
Судом апелляционной инстанции в качестве новых доказательств, необходимых для установления юридически значимых обстоятельств по делу, приняты регистрационное дело в отношении КФХ Лежиков В.В, реестровые дела по государственной регистрации прав на объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N
Согласно реестровым делам, 19 марта 2020 г. на основании постановления администрации Балаковского района от 3 декабря 1992 г. N зарегистрировано право собственности Лежикова В.В. на земельный участок площадью 189 000 кв.м с кадастровым номером N; на земельный участок площадью 695 000 кв.м с кадастровым номером N; на земельный участок площадью 107 000 кв.м с кадастровым номером N, все земельные участки расположены по адресу: "адрес", Пылковское МО.
24 марта 2020 г. между Лежиковым В.В. и Сорокиной Н.В. заключены договоры купли-продажи земельного участка площадью 189 000 кв.м с кадастровым номером N; земельного участка площадью 695 000 кв.м с кадастровым номером N и земельного участка площадью 107 000 кв.м с кадастровым номером N, расположенных по названному выше адресу.
Право собственности Сорокиной Н.В. на названные земельные участки зарегистрировано 21 мая 2020 г.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции, руководствуясь изложенными выше нормами права, а также положениями статей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласился с выводами районного суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
При этом судебные инстанции приняли во внимание, что, как установлено при рассмотрении дела, спорные земельные паи вошли в состав имущества КФХ " Лежиков В.В.", являлись имуществом КФК " Лежиков В.В.", принадлежали членам крестьянского хозяйства на праве общей долевой собственности.
Лежикова А.В. вышла из состава членов КФХ в 1993 году, следовательно, правом на получение земельных паев в собственность не обладает, с заявлением о выплате ей денежной компенсации за земельный пай, исходя из рыночной стоимости, не обращалась.
Остальные заявленные по делу исковые требования являются производными от требований истца о признании за ней права собственности на земельный пай общей площадью 37 га.
Рассматривая дело в кассационном порядке, судебная коллегия находит, что выводы судебных инстанций мотивированы, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, соответствуют установленным обстоятельствам дела и характеру спора, требованиям норм материального и процессуального права, в том числе регулирующих порядок сбора, исследования и оценки доказательств. Оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела, которая получила надлежащую правовую оценку, нашедшую отражение в оспариваемых судебных постановлениях.
Несогласие с выводами судебных инстанций в связи с иной оценкой доказательств, иное мнение о характере разрешения спора, субъективное толкование норм права изложенные в оспариваемых судебных постановлениях выводы не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить в качестве основания для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы по ее доводам не установлены.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 29 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 26 мая 2021 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Лежиковой А. В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.