Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Матросовой Г.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Черницова Н.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Пензе Пензенской области о понуждении к включению в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочное пенсионное обеспечение, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Черницова Н.А.
на решение Ленинского районного суда города Пензы от 21 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 06 апреля 2021 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Черницов Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской федерации в городе Пензе Пензенской области (далее - ГУ - УПФ России в городе Пензе Пензенской области) о понуждении к включению в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочное пенсионное обеспечение, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии.
Решением Ленинского районного суда города Пензы от 21 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 6 апреля 2021 года, исковые требования Черницова Н.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Черницовым Н.А. изложена просьба об отмене решения Ленинского районного суда города Пензы от 21 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 6 апреля 2021 года ввиду допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29 октября 2019 года Черницов Н.А. обратился в ГУ - УПФ России в городе Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФ России в городе Пензе Пензенской области от 20 ноября 2019 года N Черницову Н.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были зачтены, в том числе, периоды работы: с 30 августа 1991 года по 30 декабря 1992 года гранитчиком в Малом предприятии "Планета", поскольку место нахождения документов данной организации неизвестно, уточнить занятость на работах в особых условиях, не представляется возможным и, кроме того, Списком N2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР 26 января 1991 года N10, в разделе "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" предусмотрены "камнетесы, в том числе занятые на обработке мрамора и гранита вручную на камнеобрабатывающих предприятиях (цехах, участках) и предприятиях монументальной скульптуры" профессия "гранитчик" не поименована; с 4 января 1993 года по 18 апреля 1994 года в должности гранитчика в производственно-коммерческой фирме "Планета", с 20 апреля 1994 года по 15 ноября 1994 года в товариществе с ограниченной ответственностью "Реникс" в должности отделочника-гранитчика, с 25 ноября 1994 года по 15 апреля 1996 года в Московской коммерческой производственной фирме "Россия" в должности отделочника-гранитчика, с 22 апреля 1996 года по 1 сентября 1999 года в учебно-производственном предприятии "Надежда" в должности камнетеса-гранитчика, поскольку указанные профессии не поименованы Списком N2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР 26 января 1991 года N10, и после регистрации Черницова Н.А. в качестве застрахованного лица сведения о работе в учебно-производственном предприятии "Надежда" с 1 января 1999 года по 1 сентября 1999 года на индивидуальном лицевом счете отсутствуют; с 2 сентября 1999 года по 17 марта 2006 года в обществе с ограниченной ответственностью Пивзавод "Самко" в должности гранитчика-камнетеса, поскольку данная профессия не поименована Списком N2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР 26 января 1991 года N10, кроме того, на индивидуальном
лицевом счете Черницова Н.А. отсутствует код особых условий.
Специальный стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии составил 6 лет 6 месяцев 16 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения пенсионного органа, поскольку разделом XXIX Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года) правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются гранитчики, Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", профессия "гранитчик" не поименована. При этом указано, что доказательств постоянного выполнения Черницовым Н.А. работ в течение полного рабочего дня, не менее 80 процентов рабочего времени, не представлено.
Поскольку специальный стаж Черницова Н.А. с учетом зачтенного ответчиком периода работы составляет менее требуемого стажа 12 лет 6 месяцев, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, и признании за истцом права на досрочную страховую пенсию по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что представленные ГБУ "Государственный архив Пензенской области" документы в отношении Малого предприятия "Планета", Производственно-коммерческой фирмы "Планета", товарищества с ограниченной ответственностью Реникс", акционерного общества закрытого типа "Московская коммерческо-производственная фирма "Россия", общества с ограниченной ответственностью Учебно-производственное предприятие "Надежда", общества с ограниченной ответственностью Пивзавод "Самко", а также материалы пенсионного дела не содержат сведений о занятости Черницова Н.А. на работах в особых условиях, факт постоянного выполнения работ в качестве гранитчика в течение полного рабочего дня, не менее 80% рабочего времени, что является необходимым условием для возникновения права на пенсию в связи с особыми условиями труда, не установлен.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "б" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" (действующее до 01 января 2015 года) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа); периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п.4).
На основании пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 01 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"), а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным по делу доказательствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, которые были применены в их системной взаимосвязи и единстве, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Приведенные Черницовым Н.А. в кассационной в жалобе доводы относительно наличия права на досрочное назначение пенсии лишь в связи со сведениями трудовой книжки, являются несостоятельными, данные доводы являлись предметом исследования как суда первой, так и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка. По существу указанные доводы сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г.Пензы от 21 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 06 апреля 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу Черницова Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.