Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Четайкиной Л.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части отказа включения в специальный стаж периода работы и в назначении страховой пенсии по старости, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочно страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия
на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 04 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 11 мая 2021 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Четайкина Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее ГУ - УПФ России в городском округе Саранск Республики Мордовия, пенсионный орган) о признании незаконным и отмене решения в части отказа включения в специальный стаж период работы и в назначении страховой пенсии по старости, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочно страховую пенсию по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением Ленинского районного суда г..Саранска Республики Мордовия от 4 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 11 мая 2021 года, признано незаконным и отменено решение ГУ - УПФ России в городском округе Саранск Республики Мордовия от 30 марта 2020 года N 64779/20-194 в части не включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения Четайкиной Л.В. периодов работы с 17 ноября 1994 года по 24 января 1996 года, с 16 декабря 1998 года по 13 марта 2003 года (в том числе курсы повышения квалификации с 21 сентября 1999 года по 19 октября 1999 года) в должности медицинской сестры ЛФК, медицинской сестры платной в ГБУ СОН РМ "Саранский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и отказа в назначении досрочной страховой пенсии.
На ГУ - УПФ России в городском округе Саранск Республики Мордовия возложена обязанность включить периоды работы Четайкиной Л.В. с 17 ноября 1994 года по 24 января 1996 года, с 16 декабря 1998 года по 13 марта 2003 года (в том числе курсы повышения квалификации с 21 сентября 1999 года по 19 октября 1999 года) в должности медицинской сестры ЛФК, медицинской сестры платной в ГБУ СОН РМ "Саранский дом-интернах для престарелых и инвалидов" в специальный стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении и назначить Четайкиной Л.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом положений, предусмотренных приложений N 7 с 18 марта 2020 года. С ГУ - УПФ России в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Четайкиной Л.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлине в размере 300 руб.
В кассационной жалобе ГУ - УПФ России в городском округе Саранск Республики Мордовия изложена просьба об отмене названных судебных постановлений ввиду допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Четайкина Л.В. обратилась в ГУ - УПФ России в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом положений, предусмотренных приложением N7.
Решением пенсионного органа от 30 марта 2020 года N Четайкиной Л.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом положений, предусмотренных положением N 7, из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы 30 лет, поскольку у истца имеется 25 лет 03 месяца 09 дней.
В специальный стаж не включены, в том числе, период работы с 17 ноября 1994 года по 24 января 1996 года, с 16 декабря 1998 года по 13 марта 2003 года (в том числе курсы повышения квалификации с 21 сентября 1999 года по 19 октября 1999 года) в должности медицинской сестры ЛФК, медицинской сестры палатной в ГБУ СОН РМ "Саранский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
Распоряжением Совета Министров Мордовской АССР от 30 июня 1986 года N148-р был утвержден представленный государственной комиссией акт от 30 июня 1986 года о приемке в эксплуатацию Дома-интерната для престарелых и инвалидов на 110 мест.
На основании приказа Министерства социального обеспечения Мордовской АССР от 09 ноября 1987 года N 86 Саранский дом-интернат для престарелых и инвалидов переименован в Саранский пансионат ветеранов труда.
14 ноября 1994 года на основании приказа N 69 Четайкина Л.В. была принята в Саранский пансионат ветеранов труда на должность медицинской сестры ЛФК с 17 ноября 1994 года.
2 февраля 1996 года постановлением администрации г. Саранска N 129 зарегистрировано Государственное учреждение социальной защиты населения "Саранский пансионат ветеранов войны и труда".
Приказом по ГУСЗН "Саранский пансионат ветеранов войны и труда" от 1 апреля 1999 года N 25 Четайкина Л.В. переведена на должность медицинской сестры палатной с 1 апреля 1999 года.
Распоряжением администрации г. Саранска от 18 апреля 2002 года N 887-рз зарегистрировано Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Саранский пансионат ветеранов войны и труда.
На основании приказа по ГСУ СОССЗН "Саранский пансионат ветеранов войны и труда" от 14 марта 2003 года N 13 Четайкина Л.В. уволена с 14 марта 2003 года.
Приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 15 августа 2011 года N 258 ГСУ СОССЗН "Саранский пансионат ветеранов войны и труда" переименовано в ГБСУ СОССЗН РМ "Саранский пансионат ветеранов войны и труда".
Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 21 декабря 2015 года N 986-р ГБСУ СОССЗН РМ "Саранский пансионат ветеранов войны им труда" реорганизовано с 1 апреля 2016 года в ГБУ СОН РМ "Саранский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
Согласно Уставу Государственного учреждения социальной защиты населения "Саранский пансионат ветеранов войны и труда" учреждение является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых граждан (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет), инвалидов I и II групп, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, реабилитационных услугах (пункт 1).
Предметом деятельности Учреждения является обеспечение постоянного проживания престарелых граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев (мужчин старше 60 лет, и женщин старше 55 лет и инвалидов первой и второй группы (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, бытовом и медицинском обслуживании (пункт 2.1. Устава).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Четайкиной Л.В. в части включения в специальный стаж периодов работы с 17 ноября 1994 года по 24 января 1996 года, с 16 декабря 1998 года по 13 марта 2003 года в должности медицинской сестры ЛФК, медицинской сестры платной в ГБУ СОН РМ "Саранский дом-интернах для престарелых и инвалидов", суд первой инстанции исходил из того, что фактический характер и условия труда Четайкиной Л.В. соответствуют должности медицинской сестры в учреждении социального обслуживания - дом-интернат для престарелых и инвалидов, предусмотренных пунктом 31 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N.
Судом указано, что Саранский пансионат ветеранов войны и труда по своим задачам, функциям учреждения, специфике оказываемых услуг и кругу обслуживаемых лиц идентичен понятию "Дом-интернат для престарелых и инвалидов", предусмотренному Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 21 сентября 1999 года по 19 октября 1999 года суд первой инстанции исходил из того, что в указанные периоды за Четайкиной Л.В. сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, производились отчисления в пенсионный фонд.
Установив, что Четайкина Л.В. с учетом зачтённых пенсионным органом периодов работы, а также периодов, включенных судом, на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии имела специальный стаж более 30 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о назначении пенсии с 18 марта 2020 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что Саранский пансионат ветеранов войны и труда по специфике оказываемых услуг и кругу обслуживаемых лиц идентичен понятию дом-интернат для престарелых и инвалидов, предусмотренному Номенклатурой учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, что подтверждается уставами учреждения, меняющимися в связи с его переименованием.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 06 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Пунктом 31 раздела "Наименование учреждений" постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрены учреждения социального обслуживания, в том числе дома-интернаты для престарелых и инвалидов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" (действующее до 01 января 2015 года) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа); периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п.4).
В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"), подлежащих применению к спорным отношениям, с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией права граждан на трудовые пенсии", а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным по делу доказательствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, которые были применены в их системной взаимосвязи и единстве, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Приведенные ГУ - УПФ России в городском округе Саранск Республики Мордовия в кассационной жалобе доводы относительно того, что учреждение, в котором истец в спорные периоды осуществляло трудовую деятельность не поименовано в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, несостоятельны и противоречат действующему законодательству, более того, данные доводы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Ссылки, изложенные в кассационной жалобе, о том, что периоды работы, которые следуют после регистрации истца в качестве застрахованного, в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждены работодателем как особые условия труда (не указан код), являются необоснованными, поскольку при принятии решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, ответчиком данные основания не указаны, более того, на запрос суда апелляционной инстанции получен ответ директора ГБУ СОН Республики Мордовия "Саранский дом-интернат для престарелых и инвалидов", согласно которому непредоставление сведений связано с неоднократной реорганизацией учреждения, при этом, льготный характер работы подтвержден справкой, уточняющий характер работы.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 04 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 11 мая 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.