Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Михолап И.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное)
на решение Ленинского районного суда города Курска от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 13 апреля 2021 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Михолап И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ России в Курской области (межрайонное), пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением Ленинского районного суда г.Курска от 21 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 13 апреля 2021года, за Михолап И.В. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей; на ГУ - УПФ России в Курской области (межрайонное) возложена обязанность засчитать Михолап И.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периоды работы: с 1 сентября 2005 года по 31 августа 2009 года и с 1 сентября 2014 года по 31 августа 2015 года в должности учителя МКОУ "Кореневская средняя общеобразовательная школа N 1 им. В.Крохина"; с 1 сентября 2009 года по 31 августа 2014 года и с 1 сентября 2015 года по 9 октября 2016 года, с 12 октября 2016 года по 30 декабря 2018 года в должности социального педагога МКОУ "Кореневская средняя общеобразовательная школа N 1 им. В.Крохина"; назначить Михолап И.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с 31 декабря 2018 года. С ГУ - УПФ России в Курской области (межрайонное) в пользу Михолап И.В. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе ГУ - УПФ России в Курской области (межрайонное) изложена просьба об отмене принятых судебных актов ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Михолап И.В.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Михолап И.В. с 10 января 1994 года назначена учителем начальных классов в Кореневскую среднюю школу.
12 мая 1995 года ей присвоена 2 категория по ЕТС, 16 мая 2000 года - 2 квалификационная категория, 12 мая 2005 года - 2 квалификационная категория по должности учитель.
С 1 сентября 2005 года истец переведена на должность социального педагога.
Согласно справке Администрации поселка Коренево Кореневского района Курской области МКОУ "Кореневская средняя общеобразовательная школа N им.В.Крохина" расположена на территории МО "Поселок "Коренево".
26 декабря 2018 года Михолап И.В. обратилась в ГУ - УПФ России в Курской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 27 марта 2019 года N Михолап И.В. отказано в назначении пенсии по причине отсутствия 25 лет специального стажа требуемого для определения права на пенсию.
Специальный стаж истца на дату обращения составил 11 лет 08 месяцев 01 день.
В специальный стаж не включены, в том числе, периоды работы с 1 сентября 2005 года по 31 августа 2009 года и с 1 сентября 2014 года по 31 августа 2015 года в должности учителя МКОУ "Кореневская средняя общеобразовательная школа N 1 им. В.Крохина", работы с 1 сентября 2009 года по 31 августа 2014 года и с 1 сентября 2015 года по 9 октября 2016 года, с 12 октября 2016 года по 30 декабря 2018 года в должности социального педагога МКОУ "Кореневская средняя общеобразовательная школа N 1 им. В.Крохина".
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 01 января 2015года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Исходя из положений части 1.1. статьи 30 указанного закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 года N 781); Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года N781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
В силу пункта 6 указанных Правил, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Согласно пункту 11 Правил работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Разрешая исковые требования в части зачета в специальный стаж периода работы с 1 сентября 2005 года по 31 августа 2009 года и с 1 сентября 2014 года по 31 августа 2015 года в должности учителя МКОУ "Кореневская средняя общеобразовательная школа N им. В.Крохина" независимо от объема выполняемой учебной нагрузки, суд первой инстанции, руководствуясь "ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований", утвержденным Приказом Росстандарта от 14 июня 2013 года N 159-ст, исходил из того, что в спорный период Михолап И.В. работала в должности учителя в образовательном учреждении, расположенном в поселке Коренево, отнесенном к сельской местности.
Удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж периодов работы социальным педагогом с 1 сентября 2009 года по 31 августа 2014 года и с 1 сентября 2015 года по 9 октября 2016 года, с 12 октября 2016 года по 30 декабря 2018 года в МКОУ "Кореневская средняя общеобразовательная школа N им. В.Крохина", суд первой инстанции, проведя анализ имеющихся документов, в том числе Устава образовательного учреждения, приказов по районному отделу образования, должностной инструкции социального педагога, классных журналов коррекционных классов, указал, что истцом выполнялась работа в должности, поименованной в Списке, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и в учреждении, относящемся к разделу "Наименование учреждений", указанного Списка, пришел к выводу, что работа истца в должности социального педагога по условиям, характеру и должностным обязанностям аналогична работе, которая дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При этом судом принято во внимание, что Кореневская средняя общеобразовательная школа в спорные периоды реализовала, в том числе, программу обучения учащихся по программе классов коррекции, куда дети зачислялись по результатам медико-педагогического обследования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что Михолап И.В, работая в должности социального педагога в периоды с 01 сентября 2005 года по 31 августа 2009 года и с 01 сентября 2014 года по 31 августа 2015 года, постоянно имела педагогическую нагрузку по должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, что предоставляет право на включение указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Кроме того, пришел к выводу о правомерности включения в специальный стаж периодов работы в должности социального педагога в специальных (коррекционных) классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с 01 сентября 2009 года по 31 августа 2014 года, с 01 сентября 2015 года по 09 октября 2016 года, с 12 октября 2016 года по 30 декабря 2018 года, поскольку МКОУ "Кореневская средняя общеобразовательная школа N 1 им. В.Крохина" осуществляло педагогическую деятельность, аналогичную специальным (коррекционным) образовательным учреждениям для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии.
Суд апелляционной инстанции также согласился с выводами суда первой инстанции, указав на обоснованность выводов о назначении истцу страховой пенсии по старости с 31 декабря 2018 года, поскольку с учетом включения в стаж педагогической деятельности спорных периодов, Михолап И.В. выработала требуемый специальный стаж в размере 25 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным по делу доказательствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, которые были применены в их системной взаимосвязи и единстве, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Ссылки кассационной жалобы о несогласии с включением в специальный стаж периода работы истца в должности социального педагога в общеобразовательной школе, не осуществляющую образовательную деятельность для обучающихся в специализированных (коррекционных) классах, являются несостоятельными, опровергаются исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, которые оценены судами в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из требований части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Таким образом, выводы, содержащиеся в решении суда и апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 21 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 13 апреля 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.