Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению Смоловой Е.А. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа, обязании оказать государственную услугу "продление удостоверения многодетной семьи", по кассационной жалобе представителя Министерства социального развития Московской области Антиповой С.А.
на решение Подольского городского суда Московской области от 20 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда 07 апреля 2021 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Смолова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа, обязании оказать государственную услугу "Продление удостоверения многодетной семьи".
Решением Подольского городского суда Московской области от 20 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 07 апреля 2021 года, исковые требования Смоловой Е.А. удовлетворены. Признано незаконным решение Министерства социального развития Московской области от 10 ноября 2020 года об отказе в предоставлении государственной услуги по продлению удостоверения многодетной семьи, Министерство социального развития Московской области обязано оказать Смоловой Е.А. государственную услугу "продление удостоверения многодетной семьи".
В поданной представителем Министерства социального развития Московской области Антиповой С.А. кассационной жалобе изложена просьба об отмене решения и апелляционного определения ввиду существенных нарушений норм материального права, направлении дела на новое рассмотрение.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Смолова (ФИО4) Е.А. и ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ состоят в зарегистрированном браке, имеют троих детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также сына Смоловой (ФИО4) Е.А. "данные изъяты" - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося студентом 2 курса Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "адрес" " "данные изъяты"".
ДД.ММ.ГГГГ Смоловой Е.А. было выдано удостоверение многодетной семьи N сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В 2020 году Смолова Е.А. обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении ей государственной услуги "продление удостоверения многодетной семьи".
Решением Министерства социального развития "адрес" (Подольского управления соцзащиты населения) от 10 ноября 2020 года в предоставлении государственной услуги отказано в связи с отсутствием у одного или нескольких членов семьи места жительства на территории "адрес".
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Законом Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее по тексту - Закон Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ) определены цели настоящего Закона, указано, что меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей (статья 2).
Исходя из положений статьи 1 данного Закона, действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.
Согласно статье 2 закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) многодетной семьей являются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, и их трое и более детей (родившиеся и (или) усыновленные (удочеренные), пасынки и падчерицы) в возрасте до 18 лет, а также достигшие совершеннолетия один или несколько детей при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
В соответствии с частью 4 статьи 21 Закона Московской области от 12 января 2006 года N1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением Правительства Московской области от 12 декабря 2017 года N 1029/45 утвержден порядок выдачи удостоверения многодетной семьи, согласно которому удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет; удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области (пункты 2, 3 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 года N 1029/45).
Для получения удостоверения заявитель представляет в подразделение или в МФЦ заявление о выдаче удостоверения, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя, супруга (супруги) заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в "адрес", в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в "адрес" (выписка из домовой книги, копия финансово лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ) (абзацы шестой и седьмой пункта 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 года N 1029/45).
Согласно пункту 16 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи от 12 декабря 2017 года N 1029/45 для продления срока действия удостоверения Заявитель обращается с заявлением о продлении срока действия в Подразделение или в МФЦ по месту жительства и представляет ранее выданное удостоверение и документы, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, за исключением фотографии Заявителя и супруга (супруги) Заявителя.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории "адрес", который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в "адрес". Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что Смолова (ФИО4) Е.А. и дети имеют постоянную регистрацию по месту жительства в "адрес", при этом супруг ФИО10, имеющий регистрацию в другом субъекте Российской Федерации - "адрес", фактически постоянно проживает по месту регистрации и проживания супруги и детей по адресу: "адрес", и имеет регистрацию по месту пребывания, что свидетельствует о постоянном проживании семьи Смоловых на территории "адрес".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав на то, что Смолова (ФИО4) Е.А, ФИО10 и дети являются членами многодетной семьи и имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для указанной категории граждан, поскольку вся семья проживает на территории "адрес".
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным по делу доказательствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, которые были применены в их системной взаимосвязи и единстве, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Доводы кассационной жалобы в той части, что супруг Смоловой Е.А. - ФИО10 не зарегистрирован по месту жительства семьи, а имеет только регистрацию по месту пребывания на срок до ДД.ММ.ГГГГ являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка, по существу данные доводы направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения и апелляционного определения являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Подольского городского суда Московской области от 20 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда 07 апреля 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу представителя Министерства социального развития Московской области Антиповой С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.