Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Мингазина И.И, судей Макарняевой О.Ф. и Янковской О.Н.
при секретаре Мингалиевой Р.Р, с участием прокурора Масалимова Р.Р, защитника - адвоката Боровинской А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Свердловской области Родченкова П.В. о пересмотре апелляционного приговора Свердловского областного суда от 29 марта 2021 г, которым
ИЗМЕСТЬЕВ Олег Леонидович, родившийся "данные изъяты", оправдан по ч. 1 ст. 232 УК РФ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления.
Заслушав доклад судьи Макарняевой О.Ф, изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание обжалуемого судебного решения, доводы кассационного представления, возражений, заслушав выступления прокурора Масалимова Р.Р, поддержавшего доводы представления, а также адвоката Боровинскую А.Д. в защиту интересов оправданного Изместьева О.Л. об оставлении апелляционного приговора без изменения, кассационного представления - без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
приговором Новолялинского районного суда Свердловской области от 14 декабря 2020 г. Изместьев О.Л. осужден по ч. 1 ст. 232 УК РФ к лишению свободы на срок 1 год 6 месяцев в исправительной колонии строгого режима.
Изместьев О.Л. был признан виновным в систематическом, 26 июня 2020 г, 3-4 июля 2020 г, 6-7 июля 2020 г. и 3 августа 2020 г. предоставлении своей квартиры "данные изъяты" для потребления наркотических средств.
Обжалуемым апелляционным приговором от 29 марта 2021 г. приговор районного суда отменен, Изместьев О.Л. оправдан по обвинению в совершении указанного преступления в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления с признанием права на реабилитацию.
В кассационном представлении заместителем прокурора поставлен вопрос об отмене апелляционного приговора с передачей уголовного дела на новое апелляционное рассмотрение, указывая, что данное решение искажает смысл судебного решения как акта правосудия в связи с необоснованным оправданием, полагая, что доказательства, изложенные в приговоре суда первой инстанции, свидетельствуют о систематическом предоставлении Изместьевым О.Л. квартиры для потребления наркотических средств иными лицами. Автор кассационного представления обратил внимание на показания оперуполномоченного "данные изъяты" о наличии летом 2020 г. оперативной информации об изготовлении в квартире Изместьева О.Л. наркотических средств, о нахождении в ней 3 августа 2020 г. экстракта маковой соломы, шприцов, в состоянии опьянения Изместьева О.Л, "данные изъяты" "данные изъяты" которые указали на неоднократное употребление у Изместьева О.Л. наркотических средств;
на показания на следствии "данные изъяты" об употреблении ими в этой же квартире наркотических средств 26 июня 2020 г, 3-4 июля 2020 г, 6-7 июля 2020 г. и 3 августа 2020 г, при этом 26 июня 2020 г. свидетели сделали метки на своих шприцах, а 30 июня 2020 г. - "данные изъяты" отказался от прохождения медицинского освидетельствования;
на показания "данные изъяты" о том, что в 20-х числах июня 2020 г. Изместьев О.Л. изготавливал наркотические средства и к нему в квартиру зашли двое, один из которых "данные изъяты" что Изместьев О.Л. несколько раз предлагал ей совместно употребить наркотические средства у него в квартире;
на протокол осмотра места происшествия и осмотра изъятых при этом жидкости, шприцев, на одном из которых имеется метка соответствующая описанию, данному вышеназванными свидетелями;
на показания эксперта и заключение экспертизы, подтвердившей наличие в жидкости из квартиры Изместьева О.Л. наркотического средства
на постановление мирового судьи о привлечении "данные изъяты" к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ за отказ 30 июня 2020 г. от прохождения медицинского освидетельствования, что соответствует показаниям данного лица.
По мнению прокурора, причины изменения показаний свидетелями "данные изъяты" не выяснялись, а при оценке доказательств не учтено, что показания этих лиц на следствии содержат подробности, которые не могли быть известны сотрудникам правоохранительных органов иначе как от этих свидетелей; согласно аудиопротоколу заседания суда апелляционной инстанции Изместьев О.Л. оправдан за отсутствием события преступления, что не соответствует тексту апелляционного приговора об оправдании за отсутствием состава преступления.
Кроме того, по делу принесены письменные возражения, в которых оправданный Изместьев О.Л. изложили мотивы несогласия с кассационным представлением, просил ставить его без удовлетворения, апелляционный приговор - без изменения.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационной инстанции являются существенные нарушения уголовного либо уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Нарушений, подпадающих под указанные выше критерии, по настоящему делу не допущено.
Из материалов уголовного дела следует, что оно рассмотрено судом апелляционной инстанции полно, всесторонне и объективно, с соблюдением принципа состязательности и равноправия сторон. При этом суд в силу ч. 3 ст. 15 УПК РФ создал необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Данных о необъективности и предвзятости суда из протокола судебного заседания не усматривается. Сторона обвинения не ходатайствовала о пополнении доказательственной базы. Судебное следствие окончено при отсутствии дополнений. Замечаний на протокол судебного заседания не принесено.
Судебная коллегия отмечает, что показания свидетелей изложены в апелляционном приговоре без искажения их смысла. Доводов об обратном в кассационном представлении не приведено. Также не установлено и не приведено в кассационном представлении данных, свидетельствующих о том, что апелляционная инстанция в своем решении ссылалась на недопустимые доказательства.
Суд апелляционной инстанции проверил доказательства в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 45.1 УПК РФ, путем рассмотрения апелляционных представления и жалоб Изместьева О.Л. и его защитника-адвоката, самостоятельной оценки доказательств и установилоснования для отмены приговора, исходя из того, что в соответствии со ст. 14, 302 УПК РФ обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена доказательствами, когда по делу исследованы все возникшие версии, а имеющие противоречия выяснены и оценены при отсутствии неясностей, которые бы могли поставить под сомнение выводы о виновности.
Изложенные в решении суда апелляционной инстанции выводы сопровождаются анализом доказательств, приведенных в приговоре, в том числе и тех, что упомянуты в кассационном представлении. Судом обращено внимание на обстоятельства, которые имели значение для оценки доказательств и существенно повлияли на выводы суда и правильность установления фактических обстоятельств дела.
Проанализировав доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что их совокупность не подтверждает систематичность предоставления Изместьевым О.Л. помещения для употребления наркотических средств.
Показания оперуполномоченного "данные изъяты" протокол осмотра места происшествия и осмотра изъятых при этом предметов, показания эксперта "данные изъяты" и заключение экспертизы, показания "данные изъяты" и Изместьева О.Л. подтверждают факт употребления ими в квартире последнего наркотических средств 3 августа 2020 г.
Что касается ссылки на наличие у оперуполномоченного "данные изъяты" оперативной информации об изготовлении в квартире Изместьева О.Л. наркотических средств еще летом 2020 г, то сам факт такой информации не может рассматриваться как доказательство. Очевидцем событий, имеющих значение по делу, кроме 3 августа 2020 г, "данные изъяты" не являлся. Из материалов уголовного дела и показаний указанного свидетеля видно, что данная информация реализована лишь 3 августа 2020 г. с получением указанных выше доказательств. Пояснения при этом "данные изъяты" данные "данные изъяты" о неоднократном употреблении ими наркотических средств у Изместьева О.Л. неконкретны.
Постановление мирового судьи о привлечении "данные изъяты" к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ за отказ 30 июня 2020 г. от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения не подтверждает ни состояние опьянения, ни факт предоставления Изместьевым О.Л. своей квартиры ни в один из дней, указанных в обвинении.
Показания "данные изъяты" а также показания "данные изъяты" о закреплении за каждым из них шприца для употребления наркотических средств, на что обращено внимание в кассационном представлении, могли относиться к 26 июня 2020 г. Кроме того, в судебном заседании указанные свидетели не подтвердили эти свои показания, в то числе и об употреблении к квартире Изместьева О.Л. наркотических средств в другие дни.
Причины, по которым свидетели изменили показания, суд выяснены. Упомянутые выше свидетели настаивали на достоверности своих показаний в судебном заседании: "данные изъяты" - на том, что приходила к Изместьеву О.Л. в другое время и не видела у него посторонних лиц; "данные изъяты" - на том, что у Изместьева О.Л. употребляли наркотические средства единожды, 3 августа 2020 г.
При отсутствии иных, объективных доказательств, которые бы позволили устранить сомнения в данной части, выводы апелляционной инстанции об оправдании Изместьева О.Л. по ч. 1 ст. 232 УК РФ являются обоснованными и мотивированными.
То обстоятельство, что в аудиопротоколе при оглашении вводной и резолютивной частей апелляционного приговора зафиксировано, что основанием оправдания является отсутствие события преступления, в то время как в судебном решении на бумажном носителе указано на отсутствие состава преступления, основанием для отмены оправдательного приговора не является с учетом разъяснений, содержащихся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 29 "О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве", согласно которым оправдательный приговор может быть изменен в части, касающейся основания оправдания, по жалобе оправданного, его защитника, законного представителя и (или) представителя. Как видно из материалов дела, ни оправданный Изместьев О.Л, ни его защитник не ходатайствовали об изменении основания оправдания.
Каких-либо объективных данных, которые бы остались без внимания и свидетельствовали о допущенной ошибке, предопределившей исход дела, либо существенно нарушившей права и законные интересы участников уголовного процесса, искажающей саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, не установлено.
По своему содержанию апелляционный приговор соответствует требованиям ст.ст. 289.31 - 389.32 УПК РФ.
Учитывая изложенное, поскольку существенных нарушений уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела, допущено не было, оснований для удовлетворения кассационного представления и отмены апелляционного приговора не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционный приговор Свердловского областного суда от 29 марта 2021 г. в отношении ИЗМЕСТЬЕВА Олега Леонидовича оставить без изменения, кассационное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.