Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гречкань Н.И, судей Зориной С.А, Чернецовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4212/2020 по иску Солдатовой Татьяны Владимировны, Солдатова Никиты Евгеньевича к администрации города Тюмени, ООО УК "Жилищный сервис", Департаменту имущественных отношений Тюменской области, ООО УК "Новый город" об изменении статуса квартиры в блок жилого дома блокированной застройки, прекращении права собственности, признании права собственности, снятии начислений, по кассационной жалобе Солдатовой Татьяны Владимировны, Солдатова Никиты Евгеньевича на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 8 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 19 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Солдатова Т.В, действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего Солдатова Н.Е, обратилась с иском к администрации города Тюмени, ООО УК "Жилищный сервис", ООО УК "Новый город", Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании квартиры N "данные изъяты" блоком жилого дома блокированной застройки; прекращении права общей долевой собственности истцов на квартиру; аннулировании соответствующей записи в ЕГРН; признании за Солдатовой Т.В. права собственности на 2/3 доли в праве, за Солдатовым Н.Е. право собственности на 1/3 долю в праве на блок жилого дома блокированной застройки; снятии начислений за услуги с периодом задолженности с 1 января 2016 года по настоящее время за техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств и помещений домов, текущий ремонт, управление жилым фондом, услуги ООО УК "Жилищный сервис" по обращению с ТКО с 1 марта 2017 года по 31 декабря 2018 года; направлении в ООО ТРИЦ письма о закрытии лицевых счетов на оплату указанных услуг.
В обоснование исковых требований указано на то, что истец является собственником квартиры N "данные изъяты". В собственности администрации г. Тюмени находится квартира N "данные изъяты". Дом, в котором расположены указанные жилые помещения поставлен на кадастровый учет как одноэтажный многоквартирный дом. Однако, дом состоит из двух изолированных секций, отделенных друг от друга стеной без проемов с соседним блоком, с изолированным входом к каждому помещению (квартира N "данные изъяты" и квартира N "данные изъяты"). Квартира N "данные изъяты" и N "данные изъяты" имеют отдельный вход, отдельные коммуникации, разных собственников, и каждая половина огорожена своим забором. В квартире N "данные изъяты" нет межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, технических этажей, также нет помещений, предназначенных для обслуживания более одного помещения. Согласно техническому заключению от 15 марта 2020 года дом изначального построен как блокированный жилой дом и состоит из 2-х обособленных изолированных помещений, является блоком жилого дома блокированной застройки. Им никогда не оказывались услуги по обслуживанию общих коммуникаций, текущий ремонт, управление жилым фондом, услуги по обращению с ТКО. Вместе с тем, начисления производились, в связи с чем, образовалась задолженность.
Решением Калининского районного суда г. Тюмени от 8 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 19 апреля 2021 года, исковые требования Солдатовой Т.В, Солдатова Н.Е. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Солдатова Т.В, Солдатов Н.Е, просят отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным судами при его рассмотрении, нарушение норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых актов.
В возражениях на кассационную жалобу ООО "УК "Жилищный сервис" просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
При рассмотрении дела было установлено, что Солдатовой Т.В. принадлежит на праве общей долевой собственности 2/3 доли в праве, Солдатову Н.В. - 1/3 доли в праве собственности на квартиру в многоквартирном доме, назначение: жилое, общая площадь 51, 7 кв.м, этаж 1, адрес объекта: "данные изъяты"
Согласно выписке из единого государственного реестра квартира, площадью 32, 4 кв.м, расположенная по адресу: "данные изъяты", находится в собственности муниципального образования городской округ город Тюмень.
В соответствии с техническим заключением ООО "ПИИ "Галс" обследуемое здание, расположенное по адресу "данные изъяты", находится в работоспособном состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации, соответствует требованиям санитарных норм, не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу для их жизни и здоровью. Жилой дом изначально построен как блокированный жилой дом и состоит из 2-х обособленных изолированных помещений, каждое из которых имеет отдельных вход, можно сделать вывод о том, что жилой дом, расположенный по адресу "данные изъяты", является "блокированным жилым домом", а квартира N "данные изъяты", расположенная по адресу "данные изъяты", является блоком дома блокированной застройки, вид - здание.
Из технического паспорта по состоянию на 5 октября 2007 года следует, что жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", включает в себя: литеры В, В1, В2; в состав домовладения входят три квартиры: 1 - однокомнатная, площадью 20, 1 кв, 2 - двухкомнатных квартиры, площадью 54, 6 кв.м.
В данном техническом паспорте содержатся сведения об экспликации площади квартиры N 2, составляющей 51, 7 кв.м, площади квартиры, составляющей 51, 8 кв.м, а также сведения об экспликации мест общего пользования (в1- кладовая).
В техническом паспорте жилого помещения N "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты", подготовленном по состоянию на 11 марта 2010 года, имеется отметка о том, что объект самовольно переустроен; площадь квартиры, принадлежащей истцам, составляет 51, 7 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: "данные изъяты", кадастровый номер "данные изъяты" имеет категорию земель: под многоквартирный дом, находится в собственности муниципального образования городской округ город Тюмень.
Земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" поставлен на кадастровый учет на основании распоряжения Департамента N 15 июня 2010 N 383-пг "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирный дом по адресу: "данные изъяты"".
По сообщению администрации города Тюмени собственниками помещений в многоквартирном доме не было представлено документов, подтверждающих выбор и реализацию способа управления данным многоквартирным домом, уполномоченным органом Администрации города Тюмени проведен конкурс по отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом и заключен договор управления многоквартирным домом с ООО "УК "Новый город", ранее дом находился в управлении ООО "УК "Жилищный сервис".
Жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты", находился в управлении ООО "УК "Жилищный сервис" по договору управления многоквартирным домом N 0444/15 от 31 декабря 2015 года на основании открытого конкурса по выбору управляющей компании. Размер платы за содержание общего имущества определен в соответствии с условиями договора. Для снятия начислений за жилищные услуги собственникам жилого помещения необходимо принять решение путем проведения общего собрания собственников помещений и запротоколировать принятое решение.
Согласно выписке из финансового лицевого счета N 11958631 в отношении квартиры N "данные изъяты" в квартире зарегистрировано и проживает 3 человека. За период с 1 марта 2017 года по 31 декабря 2019 года имеется задолженность перед ООО "УК "Жилищный сервис" по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 2 413, 36 руб, за период с 1 января 2016 года задолженность по текущему ремонту в размере 6 601, 06 руб, по техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и помещений домов в размере 4 690, 22 руб, по управлению жилым фондом - 4 041, 33 руб.
С 1 июля 2019 года деятельность ООО УК "Жилищный сервис" по управлению спорным домом прекращена, вновь избранная управляющая организация ООО УК "Новый город" к обслуживанию дома не приступила.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 16, 30, 153, 154, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 5 и 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 209, 210, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что истцам принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества, который имеет статус жилого помещения и является квартирой в многоквартирном жилом доме. При этом жилой дом N 40 расположен на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: под многоквартирный дом, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию городской округ город Тюмень. Следовательно, жилой дом N "данные изъяты", расположенный по адресу "данные изъяты" признакам дома блокированной застройки согласно ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации не отвечает. Кроме того, суд пришел к выводу, что истцы не представили относимых и допустимых доказательств нарушения своих прав статусом квартиры в многоквартирном жилом доме.
Отказ в удовлетворении требования о снятии начислений за жилищные услуги суд мотивировал тем, что исходя из положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения в многоквартирном доме не вправе произвольно отказаться от исполнения своих обязательств по оплате коммунальных услуг при том, что относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что услуги ООО "УК "Жилищный стандарт" фактически не оказывались, в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Дополнительно указал, что оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на ООО УК "Жилищный сервис" и ООО УК "Новый город" обязанности по перерасчету начисленных жилищных услуг не имеется, поскольку перерасчет произведен, требование истцов удовлетворено добровольно.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорное жилое помещение является фактически блоком в доме блокированной застройки, являются несостоятельными, т.к. основаны на неправильном толковании и применении норм права.
Согласно ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилой дом, равно как и квартира, относится к жилым помещениям.
Как следует из ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 5 и 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", квартиры представляют собой помещения с определенными характеристиками, находящиеся в многоквартирном доме. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. В свою очередь, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции").
Перечень общего имущества многоквартирного дома содержится в п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, который относит к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Следовательно, многоквартирным домом является объект недвижимости, в состав которого входят квартиры, обеспечивающие возможность прямого доступа к названному в п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации имуществу общего пользования.
Под домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отличие многоквартирного дома от дома блокированной застройки заключается в отсутствии общедомового имущества и расположении блока на отдельном земельном участке.
С учетом изложенного, судами правильно указано на то, что жилой дом N 40, расположенный по адресу г. Тюмень, пер.4-ый Степной г. Тюмени признакам дома блокированной застройки не отвечает, поскольку объекты недвижимого имущества, расположенные в указанном доме, имеют статус жилых помещений и являются квартирами в многоквартирном жилом доме, расположен на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: под многоквартирный дом, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию городской округ город Тюмень, раздел которого не произведен.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном начислении платы за не предоставленные жилищные услуги, не могут являться основанием к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку ООО УК "Жилищный сервис" был произведен перерасчет истцам начислений по услугам: ремонт общих коммуникаций, технических устройств и помещений домов, текущий ремонт и управление жилым фондом и задолженность по названным услугам в общей сумме 13 193, 84 руб. аннулирована (том 2 л.д. 57).
Кроме того, 17 марта 2021 года ООО УК "Жилищный сервис" направлено ОАО "ТРИЦ" письмо о прекращении начислений по адресу: "данные изъяты" с 1 марта 2021 года и исключении указанного дом из договорных отношений.
Ссылка кассатора на то, что у истцов обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО отсутствует, т.к. договор не заключался, в квитанциях данные расходы не выставлялись, являются несостоятельными, т.к. основаны на неправильном толковании и применении норм права.
Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Частью 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включая плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354.
Правила N 354 устанавливают права и обязанности собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, порядок контроля качества коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п.п. 6-8 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в п.п. 9, 10, 11 и 12 данных Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя, заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п. 9 и 10 данных Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с п.п. 14, 15, 16 и 17 данных Правил.
Согласно пп. "а" п. 31 и пп. "и" п. 34 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги, а потребитель, в свою очередь, обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
Отсутствие квитанций на оплату и заключенного в письменном виде договора не свидетельствует о незаконности начислений. Действующее законодательство не предусматривает отсутствие квитанций на оплату и договора в качестве основания для освобождения от оплаты коммунальных услуг.
Приведенные заявителем доводы основаны на субъективной оценке доказательств, являлись предметом рассмотрения апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Согласно положениям ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Калининского районного суда г. Тюмени от 8 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Солдатовой Татьяны Владимировны, Солдатова Никиты Евгеньевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.