Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Чернецовой С.М., рассмотрев кассационную жалобу администрации Тазовского района ЯНАО на апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2021 года, вынесенное по гражданскому делу N 2-4/2020 по иску прокурора Тазовского района ЯНАО, действующего в интересах Яптуная Сергея Григорьевича, Яптуная Владимира Сергеевича, Яптуная Павла Сергеевича, к администрации села Находка о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Вступившим в законную силу решением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 января 2020 года исковые требования прокурора Лазовского района в интересах Яптуная С.Г, Яптуная В.С, Яптуная П.С. к Администрации села Находка о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворены. На администрацию села Находка возложили обязанность предоставить Яптунаю С.Г. благоустроенное жилое помещение в черте с. Находка, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам по договору социального найма в пределах нормы, установленной органом местного самоуправления, не менее 54 кв.м, на состав семьи из трех человек.
Определением Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2021 года, произведена замена должника - администрации села Находка по решению Тазовского районного суда от 21 января 2020 года на правопреемника администрацию Тазовского района.
Определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2021 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению заявления судебного пристава-исполнителя о замене стороны правопреемником по правилам суда первой инстанции ввиду нарушения норм процессуального права.
Апелляционным определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2021 года определение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2021 года отменено, разрешен вопрос по существу. Произведена замена должника - администрации села Находка по решению Тазовского районного суда от 21 января 2020 года на правопреемника администрацию Тазовского района.
В кассационной жалобе администрация Тазовского района ставится вопрос об отмене вышеуказанного судебного акта как незаконного.
В порядке ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судом единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении дела было установлено, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ Администрация села Находка находится в стадии ликвидации, дата внесения записи 28 октября 2020 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26 февраля 2020 года взыскателю выдан исполнительный лист. 10 августа 2020 года возбуждено исполнительное производство.
Разрешая требования судебного пристава-исполнителя о замене стороны правопреемником, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Законом ЯНАО N 39-ЗАО от 23 апреля 2020 года "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Тазовский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа", решением Думы Тазовского района N 1-17-17 от 22 сентября 2020 года "О вопросах правопреемства" и исходил из того, что правопреемником Администрации села Находка является Администрация Тазовского района ЯНАО.
Также суд апелляционной инстанции указал, что в рассматриваемом случае материалами дела подтверждено, что муниципальное образование село Находка в любом случае прекратит существование в связи с преобразованием на основании ст. 13 Закона N 131-ФЗ территорий муниципальных образований, входящих в состав Тазовского района, с образованием нового муниципального образования - муниципальный округ Тазовский район, в силу закона вновь образованное муниципальное образование является правопреемником по обязательствам, возникшим у села Находка.
Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании представленных доказательств, получивших оценку в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы кассационной жалобы о том, что Администрация Тазовского района ЯНАО не является правопреемником администрации села Находка, нельзя признать обоснованными, как несоответствующие положениям ч. 10 ст. 85 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не исключающей переход к органам местного самоуправления вновь созданного муниципального образования прав и обязанностей органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц), ранее осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований свои полномочия.
Правовая позиция о процессуальном правопреемстве прав и обязанностей органов местного самоуправления изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 26 июля 2019 N 305-ЭС19-5438.
Правовую основу местного самоуправления, являющейся формой осуществления народом своей власти, составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 4 Закона N 131-ФЗ).
Одним из законов, регулирующих принципы организации местного самоуправления, является Закон N 131-ФЗ, содержащий нормы о преобразовании муниципальных образований, и под которым понимается, в том числе, объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (ч. 1 ст. 13 Закона N 131-ФЗ).
При этом преобразование муниципальных образований, как предписывает ч. 8 указанной статьи, влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных ч.ч. 3, 3.1.1, 3.2, 3.3, 4 - 6.1 этой статьи.
В соответствии с ч. 10 ст. 85 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч. 5 ст. 84 настоящего Федерального закона.
Как установилсуд апелляционной инстанции, Законом ЯНАО N 39-ЗАО от 23 апреля 2020 года "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Тазовский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа" были объединены муниципальные образования поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка. Вновь образованное муниципальное образование поименовано как муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - муниципальный округ Тазовский район).
В соответствии со ст. 7 приведенного Закона N 39-3AO, органы местного самоуправления муниципального округа Тазовский район в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания муниципального округа Тазовский район осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. До урегулирования муниципальными правовыми актами муниципального округа Тазовский район вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания муниципального округа Тазовский район осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территорий, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
Согласно п. 6 ст. 9 приведенного Закона N 39-3AO, со дня формирования Администрации Тазовского района прекращаются полномочия местных администраций (исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район, за исключением полномочий по исполнению бюджетов муниципальных образований поселок Тазовский, село Антипаюта, село Газ-Сале, село Гыда, село Находка и Тазовский район на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и осуществлению контроля за их исполнением.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона N 39-3AO, со дня вступления в силу настоящего Закона до приведения нормативных правовых актов Ямало- Ненецкого автономного округа в соответствие с настоящим Законом муниципальный округ Тазовский район участвует в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципального округа Тазовский район решают вопросы местного значения. Осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе, если иное не предусмотрено указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа.
В силу п. п.1, 3, 5, 5.4 решения Думы Тазовского района N 1-17-17 от 22 сентября 2020 года "О вопросах правопреемства", Администрация Тазовского района определена правопреемником в отношении с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ямало- Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами Администрации МО поселок Тазовский. Правопреемником имущественных прав и обязанностей органов местного самоуправления муниципальных образований, в частности, МО п. Тазовский, в том числе, по делам, находящимся в процессе рассмотрения судебных органов, а также по делам, находящимся в стадии исполнения, по исполнительным производствам, стороной по которым являются органы местного самоуправления муниципальных образований, в том числе, с. Находка, выступает Администрация Тазовского района. Указанное решение вступило в силу со дня его официального опубликования.
Учитывая, что выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судом апелляционной инстанций не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2021 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Администрация Тазовского района ЯНАО - без удовлетворения.
Судья Чернецова С.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.