Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу военного комиссара военного комиссариата г. Ялта Ермилова О.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 сентября 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении военного комиссара военного комиссариата г. Ялта Ермилова О.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 сентября 2020 года военный комиссар военного комиссариата г. Ялта Ермилов О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде штрафа 20000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2020 года постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, военный комиссар военного комиссариата г. Ялта Ермилов О.А. ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений. В обоснование доводов жалобы указывает на необходимость назначения наказания с применением положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Из содержания части 1 статьи 61 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 года N349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" утверждено Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - положение), которое определяет порядок лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации, содержится в приложении к положению.
Подпунктом "в" пунктом 4 положения установлено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление деятельности по сохранению объектов, является в том числе проведение лицензиатом работ по сохранению объектов в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ, которая предусматривает, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (п. 6 ст. 45).
Как следует из материалов дела, 30 марта 2020 года в 14 часов в ходе осуществления мероприятий по контролю и систематическому соблюдению военным комиссаром военного комиссариата г. Ялта Ермиловым О.А. в отношении объекта культурного наследия регионального значения - "Дом жилой, конец XIX века - начало XX века", расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Чехова, д. 2/ул. Морская, д. 8, литер "А", выявлено нарушение требований статей 33, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона от 25 июня 302 года N 73-ФЗ, статьи 28 Закона Республики Крым от 11 сентября 2014 года N 68-ЗРК "Об объектах культурного наследия в Республике Крым", выразившееся в выполнении строительных работ по демонтажу части несущей стены главного фасада здания памятника с целью обустройства на месте существующего оконного проема входной двери в помещении городского военкома, занимающего часть объекта культурного наследия, без согласования проектной и разрешительной документации с государственным органом охраны объектов культурного отсутствие сведений о наличии соответствующей лицензии у лиц, проводивших проектирование и работы, а также в отсутствие разрешения на проведение указанных работ, чем нарушены требования сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении военного комиссара военного комиссариата г. Ялта Ермилова О.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Факт совершения военным комиссаром военного комиссариата г. Ялта Ермиловым О.А. правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 14 августа 2020 года, заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия N29 от 30 марта 2020 года, актом осмотра состояния объекта культурного наследия от 30 марта 2020 года, фототаблицами, договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 16 августа 2018 года, рабочим проектом 04-02-2020-АС. Указанные доказательства оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Квалификация действий военного комиссара военного комиссариата г. Ялта Ермилова О.А. является правильной.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания. Считаю, что исходя из характера и степени общественной опасности совершенного деяния, а также с учетом того, что условия для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусмотренные статьей 3.4 КоАП РФ, в данном случае отсутствуют, жалоба военного комиссара военного комиссариата г. Ялта Ермилова О.А. в этой части удовлетворению не подлежит.
Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения военным комиссаром военного комиссариата г. Ялта Ермиловым О.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, материалы дела не свидетельствуют о нарушении судьями норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебного постановления, вступившего в законную силу, полагаю, что постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 сентября 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2020 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановления, вступившего в законную силу, полагаю, что постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 сентября 2020 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 28 октября 2020 года оставить без изменения, жалобу военного комиссара военного комиссариата г. Ялта Ермилова О.А, - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.