Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу защитника администрации Советского района г. Астрахани по доверенности Плаксина А.П. на вступившее в законную силу постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Астрахани ГУ МЧС России по Астраханской области от 6 октября 2020 года, решение Советского районного суда г. Астрахани от 17 ноября 2020 года, решение судьи Астраханского областного суда от 26 февраля 2021 года, вынесенное в отношении администрации Советского района г. Астрахани по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Астрахани ГУ МЧС России по Астраханской области от 6 октября 2020 года администрация Советского района г. Астрахани признана виновной в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание назначено в виде предупреждения.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 17 ноября 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Астраханского областного суда от 26 февраля 2021 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации Советского района г. Астрахани по доверенности Плаксин А.П. просит решение судьи областного суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации Советского района г. Астрахани к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1).
Пунктом 19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации предусмотрено, что запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Как следует из материалов дела, 24 сентября 2020 года в 12 часов 00 минут при проведении проверки по жалобе Пчельниковой Л.П, поступившей в отдел НД и ПР по г. Астрахани, и осмотре территории, прилегающей к электрической подстанции, расположенной по адресу: "адрес" должностным лицом административного органа выявлены нарушения обязательных требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, а именно допущено складирование горючих материалов и не произведена очистка объекта защиты и прилегающей к ней территории от горючих отходов мусора и тары.
Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 20 марта 2014 года N 36 утверждено Положение об администрации Советского района города Астрахани.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.6 Положения администрация района является территориальным органом управления администрации города, имущество администрации района находится в собственности муниципального образования "Город Астрахань" и закреплено за администрацией района на праве оперативного управления.
К числу полномочий администрации района относится участие в мероприятиях по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории города в границах района (п. 2.1.37 Положения), осуществление и контроль мероприятий по обустройству в жилых микрорайонах мест для складирования мусора, бытовых отходов и подъездных путей к ним в соответствии с муниципальными правовыми актами (п. 2.1.9), осуществление взаимодействия со структурными подразделениями администрации города по вопросам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территориях, прилегающих к учреждениям, предприятиям и организациям района (в том числе мест отдыха горожан), их озеленения (п. 2.1.10).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации Советского района г. Астрахани к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения правонарушения, подтверждаются доказательствами, исследованными должностным лицом, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрацией Советского района г. Астрахани в функции, которой входит участие в мероприятиях по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории города в границах района, осуществление и контроль мероприятий по обустройству в жилых микрорайонах мест для складирования мусора, бытовых отходов, а также осуществление взаимодействия со структурными подразделениями администрации города по вопросам обеспечения чистоты и порядка на территории, имела возможность обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность, но не предприняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.
В связи с чем выводы о наличии в действиях администрации Советского района г. Астрахани состава вменяемого правонарушения являются правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, содержащимся в жалобе, поданной в нижестоящую судебную инстанцию, являлись предметом судебной проверки, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте и не опровергают наличие в действиях администрации Советского района г. Астрахани объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Астрахани ГУ МЧС России по Астраханской области от 6 октября 2020 года, решение Советского районного суда г. Астрахани от 17 ноября 2020 года, решение судьи Астраханского областного суда от 26 февраля 2021 года, вынесенное в отношении администрации Советского района г. Астрахани по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.