Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Федюн Н.В., на вступившее в законную силу решение судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "Невинномысский маслоэкстракционный завод" Нефедова А.Л.
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Федюн Н.В. от 10 июня 2020 года генеральный директор ООО "Невинномысский маслоэкстракционный завод" (далее-ООО "НМЭЗ") Нефедов А.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2020 года постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Федюн Н.В. от 10 июня 2020 года отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, старший государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора Федюн Н.В, ставит вопрос об отмене решения судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2020 года и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьей районного суда не исследованы и не дана надлежащая оценка всем доказательствам.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее-Закон от 26 декабря 2008 года) в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В силу статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее-Закон от 10 января 2002 года) государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством почтового отправления с описью Вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или официального сайта Службы в сети "Интернет".
Согласно пункту 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", электронное средство формирования заявки о постановке объекта на учет в электронном виде и методические рекомендации по ее заполнению публикуются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Как следует из материалов дела, с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2020 год, утвержденного Приказом от 31 октября 2019 года N 01.04/795 (в редакции Приказа от 16.01.2020 N01-04/26), размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет", в ходе подготовки распоряжения на проведение плановой выездной проверки установлено, что ЗАО "Белореченский комбикормовый завод" (ИНН 2303016652), эксплуатирующее объект негативного воздействия, расположенный по адресу: "адрес" объекта 03-0123-003951-П, прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения (изменения внесены в ЕГРЮЛ 22 ноября 2019 года регистрационный номер 2192651822229), правопреемником является ООО "НМЭЗ" (ИНН 2631805988).
Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее-Управление) внесены изменения в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, издано Распоряжение N 14- 04/12 от 27 января 2020 года о проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица ООО "НМЭЗ" (адрес места фактического расположения объекта: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск, ул. Гагарина, д. 133).
В ходе проверки было установлено, что маслоэкстракционный завод 03-0123-003951-П, расположенный по адресу: г. "адрес", эксплуатировался ЗАО "Белореченский комбикормовый завод" до момента прекращения своей деятельности.
Поскольку правопреемников ЗАО "Белореченский комбикормовый завод" стало ООО "НМЭЗ", для него наступила обязанность по предоставлению в уполномоченный орган в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений сведений об объектах негативного воздействия на окружающую среду.
ООО "НМЭЗ" заявка об актуализации сведений об объекте негативного воздействия подана 27 декабря 2019 года, тогда как последним днем подачи заявки об актуализации, в связи с заменой юридического лица осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, было 20 декабря 2019 года.
ООО "НМЭЗ" произведена актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (HBOC), расположенном по адресу: "адрес" и получено свидетельство N D02GPB8W от 15 января 2020 года с присвоением ему кода объекта HBOC 03-0123-003951-П.
Таким образом, генеральный директор ООО "Невинномысский маслоэкстракционный завод" Нефедов А.Л. не обеспечил своевременную актуализацию сведений об объекте негативного воздействия, что является нарушением пункта 7 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Установленные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления об административном правонарушении от 10 июня 2020 года, в отношении генерального директора ООО "НМЭЗ" Нефедова А.Л, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.46 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, в связи с отсутствием события административного правонарушения, судья районного суда исходил из следующего.
27 февраля 2020 года в адрес ООО "НМЭЗ" поступило распоряжение о проведении плановой выездной проверки N14-04/26 от 26 февраля 2020 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по адресу фактического осуществления деятельности обособленного подразделения ООО "НМЭЗ" в "адрес"
В силу части 12 статьи 9 Закона от 26 декабря 2008 года о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения.
В нарушение указанной нормы представителями Росприроднадзора проверка была начата в день вручения постановления - 27 февраля 2020 года, о чем свидетельствуют акты отбора проб, протокол осмотра помещений.
Судья указал, что в ходе проверки отборы проб произведены с грубыми нарушениями, а именно: - проба почвы для фона взята на расстоянии более чем 500 метров от участка, - проводился неоднократный забор одних и тех же проб, что прямо указывает на предвзятое отношение к субъекту проверки и на преднамеренное затягивание проверки (первые пробы взяты 27 февраля 2020 года, последующие в период с 20 марта 2020 года по 25 марта 2020 года), - повторный отбор проб должностным лицом органа государственного надзор осуществлялся в отсутствие представителя ООО "НМЭЗ", без уведомления ООО "НМЭЗ" о дате и месте проведения отбора проб, без составления и предъявления акта отбора проб, - арбитражные (параллельные) пробы не отбирались, по причине не осведомления о предстоящем отборе проб.
Окончена проверка 9 апреля 2020 года составлением акта проверки N 03-09-50- П, при этом в акте не отражена дата и время проверки, указана общая продолжительность проверки - 20 дней, тогда как согласно приложенным документам фактически проверка проводилась 30 рабочих дней.
Согласно части 1 статьи 13 Закона от 26 декабря 2008 года срок проведения каждой их проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона не может превышать двадцать рабочих дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.
В нарушение указанной нормы закона, распоряжение, равно как и приказ руководителя Росприроднадзора о продлении плановой проверки в адрес ООО "НМЭЗ" не поступало, в акте не отражено.
На каждое из выявленных нарушений ООО "НМЭЗ" предоставлены опровергающие документы, но не приняты во внимание проверяющим органом и не отражены в акте проверки.
21 апреля 2020 года в адрес Южного межрегионального управления Росприроднадзора предоставлены возражения на акт проверки.
24 апреля 2020 года в адрес ООО "НМЭЗ" направлен отзыв на возражения к акту, согласно которому0, по мнению проверяющего органа, указанные в возражении документы утратили свою силу ввиду прекращения деятельности юридических лиц, и не опровергают нарушения указанные в акте, что в принципе противоречит осуществлению проверки ООО "НМЭЗ" как правопреемника ЗАО "БКЗ" и ООО "Флорентина", а так же пояснению (отраженному выше) от 6 февраля 2020 года исх. N АЧ-14-2028 "О проведении проверки в связи с реорганизацией и прекращении деятельности ЗАО "БКЗ".
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относится наличие события административного правонарушения.
Управлением нарушены положения Закона от 26 декабря 2008 года, поскольку Распоряжение Управления Росприроднадзора о проведении проверки был вручен представителю юридического лица в день проведения проверки, в то время как в соответствии с частью 12 статьи 9 названного Федерального закона юридическое лицо должно было быть уведомлено о проведении проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 Закона о защите прав юридических лиц нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 названного закона (в части срока уведомления о проведении проверки), отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.
С учетом вышеизложенного, судья районного суда пришел к выводу о том, что в действиях административного органа имеется грубое нарушение законодательства при осуществлении контроля, и акт проверки от 9 апреля 2020 года N 03-09-50-П, предписание об устранении выявленных нарушений от 9 апреля 2020 года N 03-09-50-П-1, протокол об административном правонарушении от 14.05.2020 года N03-54-269П-1 не могут рассматриваться как полученные в соответствии с требованиями закона доказательства, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Кроме того, Управлением проигнорировано Поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 года NММ-П36-1945, согласно которому Федеральным органам исполнительной власти было поручено приостановить назначение проверок, а в отношении назначенных проверок рассмотреть вопрос об их приостановлении.
В отношении ООО "НМЭЗ" отбор проб и другие контрольные мероприятия не приостанавливались, проводились в полном объеме.
Считаю выводы судьи районного суда о незаконности проведения проверки обоснованными.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Имеющиеся доказательства оценены на предмет относимости, допустимости и достаточности.
Кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории вида правонарушения, в настоящее время истек, в связи с чем вопрос о виновности генерального директора ООО "НМЭЗ" Нефедова А.Л. повторно обсуждаться не может.
Фундаментальных нарушений норм КоАП РФ, позволяющих отступить от указанного принципа (невозможность ухудшения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при пересмотре вступившего в законную силу постановления по делу), на которые указывает пункт 2 статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не установлено.
Учитывая изложенное, полагаю, что решение судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2020 года подлежит оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 21 августа 2020 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Федюн Н.В. - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.