Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Краснодарского края Полубоярова А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 15 марта 2021 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Центр-Моторс",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 25 мая 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Центр-Моторс" прекращено в связи с установлением обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 июля 2020 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
Постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 9 ноября 2020 года судебные акты отменены, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение мировому судье.
При новом рассмотрении, постановлением мирового судьи судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 15 марта 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Центр-Моторс" прекращено, в связи с установлением обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 апреля 2021 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В протесте, поданном в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Краснодарского края Полубояров А.А. просит об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на их незаконность, и направлении дела на новое рассмотрение.
ООО "Центр-Моторс", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче прокурором Краснодарского края протеста на указанные выше акты, представило отзыв, в котором просит судебные акты оставить без изменения, а протест прокурора - без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в протесте и отзыве, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
Статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В части 1 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из постановления о возбуждении настоящего дела об административном правонарушении, в январе 2018 года в ООО "Центр Моторс" поступило предписание управления земельного контроля администрации муниципального образования г. Краснодар о демонтаже рекламных конструкций.
Директор ООО "Центр Моторс" поручил ЯЮА разобраться в ситуации, связанной с названным предписанием, уполномочив его доверенностью действовать от имени общества.
ЯЮА, действуя по поручению директора ООО "Центр Моторс", обратился к заместителю директора МКУ МО г. Краснодар "Управление земельных отношений" КАА с просьбой прекратить демонтаж рекламной конструкции по предписанию муниципального органа. С целью прекращения демонтажа, 15 января и 17 марта 2018 года ЯЮА перечислил на банковскую карту, указанную КАА, по 10 000 рублей.
Возбуждая дело об административном правонарушении, прокурор указал, что представитель ООО "Центр Моторс" по доверенности ЯЮА передал должностному лицу органа местного самоуправления КАА денежные средства за совершение заведомо незаконных действий (бездействия), которыми в силу своего служебного положения он мог способствовать.
Нижестоящие суды пришли к выводу о наличии обстоятельств, при которых юридическое лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
К таким обстоятельствам судьи отнесли сообщение ЯЮА. о совершении КАА коррупционного преступления, и содействие ЯЮА следствию по уголовному делу.
Производство по делу было прекращено со ссылкой на пункт 5 примечания к статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому, юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает указанные доводы и основанные на них выводы ошибочными.
Из материалов дела следует, что ни директор ООО "Центр Моторс" Зуев В.А, ни другие представители общества, не способствовали выявлению данного правонарушения, а также выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением.
То обстоятельство, что 15 мая 2018 года ЯЮА сообщил о наличии в действиях КАА признаков преступления и в рамках расследования уголовного дела давал признательные показания, не может служить основанием к прекращению настоящего дела об административном правонарушении ввиду следующего.
Следователем по особо важным делам следственного отдела по Карасунскому округу начальнику УМВД России по г. Краснодару 8 мая 2018 года выдано поручение об осуществлении комплекса оперативно-розыскных мероприятий, направленных на документирование факта получения взятки КАА (т. 1 л.д. 241).
Согласно справке-меморандуму от 10 мая 2018 года (т. 1 л.д. 251-257) в ОЭБиПК УМВД России по г. Краснодару с 30 января 2018 года в рамках дела оперативного учета проводилась проверка оперативной информации в отношении КАА.
При таких обстоятельствах на момент сообщения ЯЮА правоохранительным органам сведений о противоправных действиях КАА (т. 1 л.д. 204), в отношении этого лица уже были проведены оперативно-розыскные мероприятия, направленные на раскрытие коррупционных преступлений, и установлен факт перечисления денежных средств. Следует отметить, что о передаче КАА взятки ЯЮА сообщил 15 мая 2018 года, а факты такой передачи со слов самого ЯЮА имели место за долго до того - с января по апрель 2018 года.
Для применения примечания 5 к указанной статье должна быть установлена совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением. Однако совокупность таких действий со стороны ООО "Центр Моторс" и ЯЮА не имела места в рассматриваемых событиях.
Как уже было указано, Федеральный закон "О противодействии коррупции" возлагает на организации обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела не содержат сведений о мерах по предупреждению коррупции, принятых ООО "Центр Моторс" до указанных выше событий, доказательства разработки и внедрения в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации не представлены.
После первоначального рассмотрения настоящего дела в суде кассационной инстанции и указания в постановлении на отсутствие доказательств разработки и принятия обществом мер по предупреждению коррупции, ООО "Центр-Моторс" представило мировому судье копии положения об антикоррупционной политике (т. 2 л.д. 94-116), памятки по уведомлению о склонении к коррупции (т.2 л.д. 117-118, т. 2 л.д. 127-135) и листа ознакомления (т. 2 л.д. 119-126). Однако судья кассационной инстанции полагает, что такие доказательства заслуживают критической оценки, поскольку ранее в качестве доказательств защиты не представлялись, кроме того, заполнение листа ознакомления начато 15 января 2018 год, последняя запись датирована 25 февраля 2021 года, однако подписи ЯЮА в нем не имеется.
Обстоятельств, являющихся достаточным основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности на основании примечания 5 к статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела не содержат.
Согласно статье 24.1 указанного Кодекса задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Приведенные требования судами нижестоящих инстанций не выполнены, материалам дела дана неверная оценка.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 поименованного Кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно части 1 статьи 4.5 данного Кодекса постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции не может быть вынесено по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 15 марта 2021 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Центр-Моторс" подлежат отмене, а дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара.
При новом рассмотрении мировому судье следует учесть изложенные в настоящем постановлении критерии оценки доказательств, представленных в настоящем деле.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 15 марта 2021 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Центр-Моторс" отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.