Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Карасовой Н.Х. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лоцманова ФИО7 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 марта 2021 года по административному делу N 2а-1474/2020 по административному исковому заявлению Лоцманова Николая Константиновича к администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство и ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию, понуждении в установлении в генеральном плане зоны в отношении земельных участков.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав представителя администрации муниципального образования Тихорецкий район, представителя Лоцманова Н.К. - ФИО8 судебная коллегия
установила:
Лоцманов Н.К. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконным отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию "комплекса по подготовке семян сельскохозяйственных растений производительностью по 10 т/ч", расположенного в Тихорецком районе Краснодарского края, с/о Алексеевский, секция 9, контур 18; возложить обязанность на администрацию муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края устранить техническую ошибку, возникшую в результате внесения изменений в Генеральный план Алексеевского сельского поселения в 2017 году, восстановить земельным участкам с кадастровыми номерами N территориальную зону производственного и коммунально-складского назначения (ПР-301) в соответствии с решением Алексеевского сельского поселения N 77 от 25 декабря 2015 года "О внесении изменений в генеральный план Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района"; обязать выдать разрешение на ввод в эксплуатацию данного объекта капитального строительства.
Решением Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 4 декабря 2020 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 марта 2021 года решение суда первой инстанции отменено. В части принято по делу новое решение. Отказано в удовлетворении административных исковых требований Лоцманова Н.К, в части признания незаконным действия Администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края, выразившихся в отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Комплекс по подготовке семян сельскохозяйственных растений производительностью по 10 т/ч", расположенного в Краснодарском крае в Тихорецком районе, с/о Алексеевский, секция 9, контур 18, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения в отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта капитального строительства "Комплекс по подготовке семян сельскохозяйственных растений производительностью по
10 т/ч", расположенного в Краснодарском крае в Тихорецком районе, с/о Алексеевский, секция 9, контур 18.
В части административных исковых требований Лоцманова Н.К. к Администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края о понуждении в восстановлении земельным участкам с кадастровыми номерами N территориальной зоны производственного и коммунально-складского назначения (ПР-301) в соответствии с решением Алексеевского сельского поселения N 77 от 25 декабря 2015 года "О внесении изменений в генеральный план Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района", производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 мая 2021 года, административный истец просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нарушает права административного истца, препятствует в осуществлении прав, так как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.
Определением судьи от 8 июня 2021 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:32:0602000:701: Алексеевский с/о, секция 9 контур 18, состоящего из двух участков: под строительство элеватора и под строительство "Комплекса по подготовке семян сельскохозяйственных растений".
Согласно решения Совета Алексеевского сельского поселения от 25 декабря 2015 года в генеральный план Алексеевского сельского поселения, были внесены изменения в отношении функциональных зон в границах населенных пунктов (с кадастровыми номерами 23:32:0602000:995 и 23:32:0602000:994). В планировочном районе изменена зона использования с зоны природных территорий на зону производственного и коммунально-складского назначения.
Изменение территориальной зоны с зоны производственного и коммунально-складского назначения на зону сельскохозяйственных угодий произошло, вследствие внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района в 2017 году.
В 2017 году при производстве работ по внесению изменений в генеральный план поселения в результате технической ошибки спорному земельному участку изменена зона производственного и коммунально-складского назначения на зону сельскохозяйственного назначения.
Согласно протоколу проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, а также заключению о результатах публичных слушаний от 17 мая 2017 года вопрос об изменении зоны производственного и коммунально-складского назначения на зону сельскохозяйственного использования не рассматривался.
Административный истец не был заинтересован в изменении зоны, поскольку он на указанном земельном участке законно производил строительство "Комплекса... " согласно выданному разрешению на строительство.
Установив изложенное, разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку при внесении изменений в генеральный план Алексеевского сельского поселения в 2017 году, в результате технической ошибки спорному земельному участку безосновательно изменена зона производственного и коммунально-складского назначения на зону сельскохозяйственного назначения, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Не согласившись с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 4, 9, 51 ГрК РФ, статьи 85 ЗК РФ, исходил из следующего.
Так, с учетом внесенных изменений в Генеральный план Алексеевского сельского поселения на основании решения Совета Алексеевского сельского поселения от 23 декабря 2015 года N 77 в отношении функциональных зон в границах населенных пунктов, включая территорию земельных участков, расположенных в станице Краснооктябрьской, спорный земельный участок отнесен к зоне производственного и коммунально-складского назначения.
Постановлением Администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края от 27 октября 2016 года N 1818 утвержден Градостроительный план на указанный земельный участок с кадастровым номером: N, с определением вида разрешенного использования: зона производственного и коммунально-складского назначения (ПР-301).
Установлено, что Лоцманов Н.К, представив соответствующую проектную документацию, 8 ноября 2019 года получил разрешение за N N на строительство объектов капитального строительства, входящих в комплекс по подготовке семян сельскохозяйственных растений производительностью 10 т/ч: семенного завода, двух складов насыпного исходного продукта за N 1и N 2 и склада готовой продукции.
Впоследствии решением собственника, земельный участок с кадастровым номером: N, разделен на два самостоятельных земельных участка, которым 31 марта 2020 года присвоены кадастровые номера: N
Завершив строительство данного комплекса, Лоцманов Н.К. 11 ноября 2020 года обратился к администрации муниципального образования с заявлением о выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, на что получил отказ.
Письмом Администрации муниципального образования Тихорецкий район Краснодарского края от 13 ноября 2020 года N 9542 Лоцманову Н.К. в вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства отказано, поскольку комплекс расположен на вновь образованном земельном участке с кадастровым номером: N, а согласно приложенного к заявлению градостроительного плана от 5 ноября 2020 года N N и генерального плана Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХЗ 701), строительство объектов капитального строительства в данной зоне не предусмотрено требованиями действующего законодательства.
Установлено, что 10 ноября 2017 года по проекту внесения изменений в решение Совета Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 20 июня 2012 года N 145 "Об утверждении правил землепользования и застройки Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района состоялись публичные слушания (протокол N 29.1). Согласно пункта 5 заключения о результатах публичных слушаний от 13 ноября 2017 года предложено на карте градостроительного зонирования "адрес"
Однако, приложение N 1 к решению Совета муниципального образования Тихорецкий район "О внесении изменений в правила землепользования и застройки сельских поселений Тихорецкого района" от 23 ноября 2017 года N 384 в новой редакции в материалы дела сторонами не представлено.
Вместе с тем, согласно сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, представленной по запросу от 23 января 2020 года N 799 земельный участок с кадастровым номером N, расположенный в Тихорецком районе Алексеевского сельского округа, секция 9, контур 18, относится к категории земель: земли населенных пунктов. В соответствии с правилами землепользования и застройки Алексеевского сельского поселения от 20 июня 2012 года N 145 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Алексеевского сельского поселения" с учетом внесенных изменений решением Совета от 23 ноября 2017 года N 384, спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне - зона сельскохозяйственных угодий (СХ3701).
По указанным основания, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу о неоднозначности сведений, содержащихся в документах территориального планирования Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района и документах градостроительного зонирования указанного муниципального образования.
При этом судом апелляционной инстанции отмечено, что в соответствии с частью 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, и согласно положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Исходя из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для функциональной зоны согласно генеральному плану.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте правильными, основанным на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся правоотношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается судебная коллегия.
Нарушений норм материального права, которые повлияли на исход дела не допущено, доводы кассационных жалоб выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 марта 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 сентября 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Карасова Н.Х.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.