Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрела кассационную жалобу Дроздова С.Н. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2021 года по административному исковому заявлению Дроздова С.Н. к администрации муниципального образования Темрюкский район о признании незаконным и отмене решения об утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Дроздов С.Н. обратился в Темрюкский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения администрации муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация) об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 501 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты" (далее - спорный земельный участок) с указанием в решении суда о том, что оно является основанием для исключения сведений о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" из ЕГРН.
В обоснование административного иска Дроздов С.Н. указал, что он является собственником соседнего земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 2000 кв. м по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования - для индивидуального жилого дома и гостевых домов, границы участка установлены. Из открытых сведений публичной кадастровой карты стало известно, что 4 марта 2020 года на кадастровый учет поставлен вновь образованный спорный земельный участок с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), который является смежным с участком Дроздова С.Н. 27 марта 2020 года Дроздов С.Н. обратился с заявлением к главе администрации о решении вопроса по снятию спорного земельного участка с кадастрового учета, так как участок представляет собой ров (дренажный канал) для стока технических вод станицы Тамань и не может быть использован в соответствии с видом разрешенного использования, который предусматривает: размещение жилого дома; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных. 24 апреля 2020 года администрация письмом N сообщила, что холмистый рельеф местности не препятствует образованию земельных участков, так как в последующем в границах предоставленного участка допускаются мероприятия по благоустройству и выравниванию поверхности.
Вместе с тем 22 апреля 2019 года администрация на основании заявления Чемериса И.В. приняла постановление N "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 569 кв. м на кадастровом плане территории в кадастровом квартале "данные изъяты"", земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" был поставлен на государственный кадастровый учет. В связи с жалобой и заявлением Дроздова С.Н. о том, что земельный участок представляет собой дренажный канал для стока технических вод и не может использоваться по назначению, администрацией подано исковое заявление в суд о снятии указанного земельного участка с кадастрового учета. 23 августа 2019 года решением Темрюкского районного суда Краснодарского края по делу N исковые требования удовлетворены. Место нахождения вновь образованного спорного земельного участка, согласно открытым сведениям публичной кадастровой карты, фактически дублирует место расположения земельного участка площадью 569 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты" (ранее снятого с кадастрового учета). Дроздов С.Н. полагает, что решение администрации об образовании (утверждении схемы расположения) спорного земельного участка произведено с нарушением требований законодательства, может привести к нарушению дренажной системы Таманского поселения и затоплению других земельных участков, в частности, участка Дроздова С.Н.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что администрация вынесла обоснованное и правомерное постановление от 20 февраля 2020 года N об утверждении схемы расположения земельного участка, которое не противоречит нормам права.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2021 года решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 июня 2021 года, Дроздов С.Н. ставит вопрос об отмене решения Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2021 года. Как указывает заявитель, материалы дела не содержат доказательства того, что ФИО1 (арендатор спорного земельного участка) нуждался в улучшении жилищных условий при реализации им права на первоочередное получение земельного участка без проведения торгов. Считает, что предоставление земельного участка ФИО1 грубо нарушает права административного истца.
Определением судьи от 24 июня 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы администрация выражает несогласие с доводами жалобы.
Дроздов С.Н, Миракян З.Г, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад, выслушав представителя Дроздова С.Н. по доверенности Степанову Н.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя администрации Клыкову М.А, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены постановленных судебных актов.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов административного дела, Дроздов С.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования - для индивидуального жилого дома и гостевых домов, границы участка установлены.
27 марта 2020 года Дроздов С.Н. обратился с заявлением к главе администрации о решении вопроса по снятию с кадастрового учета спорного земельного участка, поставленного на кадастровый учет 4 марта 2020 года, так как участок представляет собой ров (дренажный канал) для стока технических вод станицы Тамань и не может быть использован по назначению (для ведения личного подсобного хозяйства - приусадебный земельный участок).
Письмом от 24 апреля 2020 года N администрация сообщила заявителю об отсутствии оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, поскольку он соответствует Правилам землепользования и застройки Таманского сельского поселения Темрюкского района; холмистый рельеф местности не препятствует образованию земельных участков, так как в последующем в границах предоставленного земельного участка, допускаются мероприятия по благоустройству, планировке и выравниванию поверхности.
На основании постановления администрации от 16 апреля 2020 года N спорный земельный участок в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6, подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.8, подпунктом 6 пункта 1 и пункта 6 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" был предоставлен ФИО1 являющемуся инвалидом, в аренду без проведения торгов сроком на 20 лет для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
На основании заявления ФИО1 от 4 октября 2019 года постановлением администрации от 20 февраля 2020 года N утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале "данные изъяты", категория земель ? земли населенных пунктов, территориальная зона Ж1 - зона застройки индивидуальными, малоэтажными жилыми домами, установлен вид разрешенного использования образованного земельного участка ? для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).
В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 1 января 2017 года право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешло к органу местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена нормами статьи 11.10 ЗК РФ.
Согласно пунктам 1, 2, 13, 14 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В силу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе, путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 5 статьи 31 ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Судом установлено, что ФИО1 4 октября 2019 года обратился в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения спорного земельного участка в целях использования земельного участка под строительство жилого дома с приложением схемы расположения земельного участка, копией паспорта, копией удостоверения.
Исходя из Правил землепользования и застройки Таманского сельского поселения Темрюкского района, утвержденных решением LXXVII сессии Совета Таманского сельского поселения Темрюкского района II созыва от 29 мая 2014 года N 315 (в редакции решений LIV сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 20 ноября 2018 года N 551, LXIII сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от 18 июня 2019 года N 648), испрашиваемый земельный участок расположен в зоне, предназначенной для использования под личное подсобное хозяйство, то есть использование данного земельного участка разрешено в целях ЛПХ без каких-либо ограничений.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, исходили из того, что администрация обладает полномочиями на предоставление в аренду спорного земельного участка, участок расположен в зоне, в которой отсутствует запрет на его использование по целевому назначению.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы о том, что материалы дела не содержат доказательства того, что ФИО1 нуждался в улучшении жилищных условий при реализации им права на первоочередное получение земельного участка без проведения торгов, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку не являются предметом рассмотрения в рамках данного административного дела.
По существу доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда апелляционной инстанции, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам кассационной жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 18 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Дроздова С.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 24 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.