Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Карасовой Н.Х. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Кондауровой Л.И. на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2020 года по административному делу по административному иску МИФНС России N 8 по Республике Крым к Кондауровой Л.И. о взыскании обязательных платежей и санкций, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В,
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 8 по Республике Крым обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Кондауровой Л.И. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб, пене в размере 12, 91 руб, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 руб, пене в размере 55, 04 руб, всего на сумму 36 305, 95 руб.
Требования административного иска мотивированы тем, что за Кондауровой Л.И. числится недоимка по уплате страховых взносов на ОМС и ОПС за 2019 год. Однако в установленный срок задолженность административным ответчиком не погашена.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 июля 2020 года требования административного искового заявления удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2020 года решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 июля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 07.06.2021, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснение Кондауровой Л.И, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ адвокаты являются плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно статье 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции и, согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, исходили из того, что Кондауровой Л.И. не исполнена обязанность по уплате страховых взносов. Расчет задолженности, представленный налоговым органом, является верным и обоснованным.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Из материалов дела следует, что Кондаурова Л.И, как адвокат, является плательщиком страховых взносов, состоит на налоговом учете в МИФНС России N 8 по Республики Крым.
Поскольку обязанность по уплате страховых взносов Кондауровой Л.И. не исполнена, налоговым органом в отношении неё выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов
по состоянию на 10 января 2020 года N 6, в котором указано на необходимость уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 6 884 руб. за 2019 год, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере
29 354 руб, а также пени в размере 55, 04 руб. и 12, 91 руб. соответственно, в срок до 18 февраля 2020 года.
Указанное требование оставлено без исполнения, в связи с этим инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.Вынесенный судебный приказ от 24 апреля 2020 года N 2а-24-17/2020 определением мирового судьи судебного участка N 24 Алуштинского судебного района Республики Крым от 14 мая 2020 года отменен в связи с поступившими возражениями.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены два срока обращения в суд налогового органа. Первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, второй - со дня отмены судебного приказа о взыскании налога и также составляет шесть месяцев. Нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Поскольку налоговый орган выполнил свои обязанности, предусмотренные действующим налоговым законодательством, а налогоплательщиком обязанность по уплате обязательных платежей и санкций не исполнена, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по страховым взносам.
Суд апелляционной инстанций обоснованно согласился с решением суда первой инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определения суда апелляционной инстанций, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 8 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 01 сентября 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Н.Х. Карасова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.