Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Карасовой Н.Х. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лошкобанова Р.А, действующего в интересах Краснодарской краевой оздоровительной общественной организации "Лесная Сказка", на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Краснодарской краевой оздоровительной общественной организации "Лесная Сказка" об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя Краснодарской краевой оздоровительной общественной организации "Лесная Сказка" по доверенности Лошкобанова Р.А, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель Краснодарской краевой оздоровительной общественной организации "Лесная Сказка" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения министерства природных ресурсов Краснодарского края от 11 августа 2020 года об отказе в предоставлении в аренду на 49 лет без проведения торгов лесного участка площадью 1, 3181 га для осуществления рекреационной деятельности, расположенного на землях лесного фонда Краснодарского края, муниципального образования г-к. Геленджик, Геленджикское лесничество, "данные изъяты".
Просил обязать министерство природных ресурсов Краснодарского края согласовать ККООО "Лесная сказка" предоставление лесного участка в аренду (без проведения торгов) площадью 1, 3181 га для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет.
Обязать административного ответчика утвердить проект документации лесного участка, а также заключить с организацией договор аренды (без проведения торгов).
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Краснодарской краевой оздоровительной общественной организации "Лесная Сказка" по доверенности Лошкобановым Р.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 16 июня 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 19 июля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя Краснодарской краевой оздоровительной общественной организации "Лесная Сказка" по доверенности Лошкобанова Р.А, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу статьи 71 данного Кодекса лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 71 названного Кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
На основании части 5 статьи 71 поименованного Кодекса, предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексов Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 4 статьи 41 указанного Кодекса предусмотрено, что для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Как следует из материалов дела, 16 июля 2020 года Краснодарская краевая оздоровительная общественная организация "Лесная сказка" обратилась в министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о предоставлении лесного участка в аренду на 49 лет без проведения торгов лесного участка площадью 1, 3181 га для осуществления рекреационной деятельности, расположенного на землях лесного фонда Краснодарского края, муниципального образования г-к. Геленджик, Геленджикское лесничество "данные изъяты".
На рассмотрение в министерство представлены протокол собрания о выборе председателя, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в ИФНС, копия технического паспорта на объекты, проектная документация лесных участков.
По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком 11 августа 2020 года принято решение об отказе в предоставлении указанной государственной услуги, поскольку заключение договора аренды лесного участка для целей осуществления рекреационной деятельности не входит в перечень случаев его заключения без проведения торгов. Кроме того, административным ответчиком указано, что представленное заявление не соответствует требованиям, установленным пунктом 2.6 Административного регламента предоставления министерством государственной услуги по предоставлению лесного участка в аренду (без проведения торгов), утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 декабря 2016 года N 1018. В заявлении отсутствуют сведения о кадастровом номере лесного участка либо о номере государственного лесного реестра, в связи с чем, на основании пункта 2.10 Административного регламента, ввиду подачи заявления с нарушением требований, установленных подпунктами 1, 2 пункта 2.6 Административного регламента, министерство отказало в предоставлении государственной услуги по предоставлению лесного участка в аренду (без проведения торгов).
В соответствии с частью 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 данного Кодекса.
Частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 данного Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 данного Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Исходя из изложенного, заключение договора аренды лесного участка для целей осуществления рекреационной деятельности не входит в перечень случаев его заключения без проведения торгов.
Заявление административного истца рассмотрено министерством в рамках Административного регламента предоставления министерством государственной услуги по предоставлению лесного участка в аренду (без доведения торгов).
Подпунктом 3 пункта 2.6 Административного регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по предоставлению лесного участка в аренду (без проведения торгов).
Согласно пункту 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Следовательно, при отсутствии кадастрового учета земельные участки не могут быть представлены в аренду.
Между тем, в заявлении Краснодарской краевой оздоровительной общественной организации "Лесная Сказка" в нарушение указанного положения Административного регламента отсутствовали сведения о кадастровом номере лесного участка либо о номере государственного лесного реестра.
Следовательно, у административного ответчика не имелось законных оснований для предоставления административному истцу заявленной государственной услуги.
Таким образом, оспариваемый отказ вынесен в пределах компетенции министерства природных ресурсов Краснодарского края в соответствии с требованиями законодательства, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Довод истца о необходимости применения к данным правоотношениям части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации является неверным, поскольку положения указанной нормы регламентируют заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов. Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о заключении с обществом такого договора ранее, предыдущий договор аренды лесного участка административным истцом не предоставлен. Отказ в заключении нового договора аренды лесного участка по настоящему административному делу предметом рассмотрения не являлся.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 6 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 сентября 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.Х. Карасова
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.