Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу исполняющего обязанности директора ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" Макагоновой С.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 24 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Шабуняевой Ю.А. об оспаривании решения государственного казенного учреждения.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шабуняева Ю.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" в назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 4 декабря 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 24 марта 2021 года решение суда перовой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении требований иска.
В кассационной жалобе, поданной исполняющим обязанности директора ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" Макагоновой С.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 17 июня 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 20 июля 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд исходил из того, что с учетом доходов супруга истца, размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Астраханской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой на ребенка.
Апелляционный суд правомерно не согласился с выводом районного суда.
Как следует из материалов дела, истец 19 июля 2020 года обратилась в ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани" с заявлением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
Шабуняева Ю.А. 19 августа 2020 года получила ответ с отказом в назначении и осуществлении указанной выплаты с формулировкой "превышение дохода".
Согласно части 1 статьи 8.1 Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 года N 85/2016-03 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" право на меру социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей имеет один из родителей (законных представителей) ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в семье, размер среднедушевого дохода которой не превышает величину прожиточного минимума на душу населения по Астраханской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за данной мерой социальной поддержки.
В силу части 3 названной статьи, ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно предоставляется со дня достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее 1 января 2020 года.
Как указано в "Порядке и условиях назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно", утвержденном постановлением правительства Астраханской области от 22 апреля 2020 года N 174-П, настоящий Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Порядок) в соответствии с Законом Астраханской области от 22 декабря 2016 года N 85/2016-03 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" устанавливает процедуру назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в семье, размер среднедушевого дохода которой не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Астраханской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой на ребенка (пункт 1.1).
Согласно пункту 2.1 указанного "Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно" в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов заявителя, членов семьи заявителя за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах заявителя, членов семьи заявителя за период менее чем 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов заявителя, членов семьи заявителя за расчетный период на число лиц, учитываемых в составе семьи в соответствии с пунктом 2.1 настоящего раздела.
Согласно пункту 3.9 основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты является несоответствие семьи условиям, предусмотренным пунктом 1.1 раздела 1 настоящего Порядка.
Истец подала заявление 19 июля 2020 года, следовательно, для расчета среднедушевого дохода семьи надлежит учитывать период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Брак между административным истцом и Шабуняевым Д.В. заключен 8 мая 2020 года.
Доход семьи состоит из заработной платы истца "данные изъяты", заработной платы мужа истца "данные изъяты", детского пособия "данные изъяты". Итого общая сумма дохода за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года составила "данные изъяты", что составляет в среднем в месяц "данные изъяты" и в расчете на количество членов семьи, в данном случае 3 человека, составляет "данные изъяты" на одного члена семьи.
Доход супруга истца учтен с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, в то же время брак зарегистрирован 8 мая 2020 года. Шабуняев Д.В. в период, подлежащий учету при расчете среднедушевого дохода семьи, членом семьи истца не являлся. Данное обстоятельство судом первой инстанции оставлено без внимания и надлежащей оценки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам об отмене судебного решения и удовлетворении исковых требований.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 24 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 26 августа 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.