Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, с участием прокурора Фроловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи кассационную жалобу Сысуева В.П. на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 23 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Сысуева В.П. к Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района г. Севастополя, заинтересованные лица - Севастопольская городская избирательная комиссия, Политическая партия "Справедливая Россия - патриоты - за правду" об отмене решения территориальной избирательной комиссии, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В,
УСТАНОВИЛА:
Сысуев В.П. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение от 13.08.2021 N76/657-2 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва Сысуева В.П. по пятимандатному избирательному округу N1" на выборах депутатов Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя, выдвинутого Региональным отделением Социалистической политической партии "Справедливая Россия - патриоты - за правду" в г. Севастополе.
Требования административного иска мотивированы тем, что территориальная избирательная комиссия Нахимовского района
г. Севастополя при принятии обжалуемого решения не применила положения законодательства, предусматривающего возможность кандидата, выдвинутого избирательным объединением, не представлять копию документа о регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, в случае представления указанного документа другим кандидатом, выдвинутым этим же избирательным объединением и представившим указанный документ в избирательную комиссию первым.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 23 августа 2021 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 сентября 2021 года решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 23 августа 2021 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поступившей в суд 03.09.2021, ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актов, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев дело, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения Сысуева В.П, представителя Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района г. Севастополя и Севастопольской избирательной комиссии по доверенности Бариевой А.Е, представителя Политической партии "Справедливая Россия - патриоты - за правду" по доверенности Капцова М.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
На основании части 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 15 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Из материалов дела следует, что Сысуев В.П. уведомил окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа N 1 о своем выдвижении 20.07.2021.
Из представленных документов следует, что Сысуев В.П. выдвинут Региональным отделением Социалистической политической партии "Справедливая Россия - патриоты - за правду" в г. Севастополе и им представлена заверенная копия свидетельства о государственной регистрации Регионального отделения политической партии "Справедливая Россия в городе Севастополе".
Документы для регистрации кандидата представлены 04.08.2021 (подтверждение приема документов от 04.08.2021 в 09 часов 13 минут).
09.08.2021 на заседании Рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации, были выявлены недостатки. Кандидату направлено соответствующее извещение (решение ТИК от 09.08.2021 72/596-2).
Сысуев В.П. воспользовался своим правом и в соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ представил в окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа N 1 Андреевский муниципальный округ уточнения в документы, поданные им ранее, а также копию свидетельства о государственной регистрации выдвинувшего его избирательного объединения Региональное отделение Социалистической политической партии "Справедливая Россия - патриоты - за правду"" в городе Севастополе.
13.08.2021 территориальной избирательной комиссией Нахимовского района с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N 1 Андреевский муниципальный округ принято решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва Сысуева В.П. по пятимандатному избирательному округу N 1 в связи с отсутствием необходимых для регистрации документов.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и, согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, пришли к выводу о законности обжалуемого решения Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района г. Севастополя, принятого в соответствии с требованиями закона регулирующие спорные правоотношения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан быть избранными в органы местного самоуправления является Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Условия и порядок выдвижения кандидатов избирательным объединением регулируются положениями статей 32, 33, 35 Федерального закона N 67-ФЗ.
Определяя условия выдвижения кандидатов, Федеральный закон
N 67-ФЗ устанавливает, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 указанного Федерального закона в окружную избирательную комиссию, с учетом требований пункта 1 части 4 статьи 40 Закона города N 20-ЗС, официально заверенную уполномоченным органом избирательного объединения копию свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения (пункт 14.5 статьи 35). При этом Федеральный закон N 67-ФЗ напрямую не оговаривает возможность представления документов, содержащих указанные сведения, после подачи в окружную избирательную комиссию документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата, а лишь допускает возможность внесения уточнений и дополнений в документы, а также замену документов, оформленных с нарушением установленных требований.
Согласно положениям пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, части 2 статьи 48 Закона города N 20-ЗС кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона, а также в иные документы в целях приведения их в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Заменить представленный документ кандидат вправе только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. При отсутствии копии какого-либо документа, предусмотренного пунктом 2.2. статьи 33 указанного Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 3 части 3 статьи 48 Закона города Севастополя N 20-ЗС, установлено, что отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Как усматривается из материалов дела, в числе принятых документов кандидата Сысуева В.П. содержится копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Региональное отделение Социалистической политической партии "Справедливая Россия" в
г. Севастополе от 19.04.2019, которая на момент подачи документов в Территориальную избирательную комиссию Нахимовского района
г. Севастополя являлась недействительной, поскольку юридическое лицо было реорганизовано.
Учитывая вышеизложенное, принимая оспариваемое решение, территориальная избирательная комиссия Нахимовского района города Севастополя правомерно исходила из того, что кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении (в данном случае в соответствии с часть 4 статьи 37 Закона города N 20-ЗС до 22.07.2021 года) и для регистрации кандидата, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска.
Суд апелляционной инстанций обоснованно согласился с решением суда первой инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Довод кассационной жалобы о наличии у Сысуева В.П. права не предоставлять спорный документ в силу части 5 статьи 40 Закона города Севастополя N 20-ЗС не может быть принят в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Кандидатом Грошевым В.Е, выдвинутым тем же избирательным объединением, документы на регистрацию были предоставлены в Территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N 1 по выборам депутатов в Совет Нахимовского муниципального округа внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовский муниципальный округ. Вместе с тем, в окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа N 1 Андреевский муниципальный округ Грошев В.Е, как и в окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа N 2 Андреевский муниципальный округ, заявление о согласии баллотироваться не подавал.
Таким образом, положения части 5 статьи 40 Закона города Севастополя N 20-ЗС не подлежат применению к данным правоотношениям, поскольку Грошевым В.Е. заявление о согласии баллотироваться в окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа N 1 Андреевский муниципальный округ не подавалось.
Иные доводы кассационной жалобы аналогичны доводам рассмотренного районным судом заявления и судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы, которым дана оценка с изложением обоснованных выводов.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 23 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 16 сентября 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.