Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Плотникова В.С. на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 23 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Плотникова В.С. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение участвовавшего в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи Плотникова В.С, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора Стрелковского С.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Плотников В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Нахимовского района г. Севастополя от 12 августа 2021 года N 74/608-2 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва Плотникова В.С. по пятимандатному избирательному округу N 1".
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 23 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 сентября 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной Плотнтковым В.С. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 3 сентября 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 13 сентября 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение участвовавшего в судебном заседании Плотникова В.С, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, заключение прокурора Стрелковского С.Н, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан быть избранными в органы местного самоуправления является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Названный Федеральный закон устанавливает порядок выдвижения и регистрации кандидатов, действия участников избирательного процесса в период избирательной кампании.
В соответствии с подпунктом 19 статьи 2 данного Федерального закона избирательной кампанией признается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Совет Андреевского муниципального округа состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Выборы депутатов Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва назначены Решением Совета Андреевского муниципального округа г. Севастополя от 28 июня 2021 года N 55/283.
Согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.
Решением Севастопольской городской избирательной комиссии от 29 апреля 2021 года N 89/518-2 полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Андреевский муниципальный округ возложены на Территориальную избирательную комиссию Нахимовского района г. Севастополя.
Избирательная комиссия муниципального образования Андреевский муниципальный округ (в лице Территориальной избирательной комиссии ТИК Нахимовского района г. Севастополя) в пределах своей компетенции, определенной положениями статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, как избирательная комиссия в силу подпункта 24 статьи 2 организующая выборы, осуществляет руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.
Согласно статье 19 Закона г. Севастополя от 3 июня 2014 года N 20-ЗС "О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований г. Севастополя" в систему избирательных комиссий по выборам депутатов в представительный орган муниципального образования, в том числе входят окружные избирательные комиссии.
Окружные избирательные комиссии обеспечивают подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования в пределах компетенции, предусмотренной статьей 25 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в том числе, осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, на территории одномандатного (многомандатного) избирательного округа, регистрацию кандидатов, выдвинутых по соответствующему избирательному округу.
Из части 4 статьи 19 Закона г. Севастополя от 3 июня 2014 года N 20-ЗС следует, что полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных (многомандатных) избирательных округов могут возлагаться на избирательную комиссию муниципального образования (в случае возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию - на эту территориальную избирательную комиссию).
Согласно статье 10 Устава внутригородского муниципального образования г. Севастополя - Андреевский муниципальный округ депутаты внутригородского муниципального образования Андреевский муниципальный округ избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, при которой в силу части 1 статьи 13 Закона г. Севастополя от 3 июня 2014 года N 20-ЗС образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа.
По выборам депутатов Совета Андреевского муниципального округа в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ образованы многомандатные избирательные округа сроком на 10 лет - пятимандатный избирательный округ N 1, пятимандатный избирательный округ N 2 (по 5 мандатов на каждый избирательный округ).
Определяя условия выдвижения кандидатов, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ устанавливает, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 указанного Федерального закона в окружную избирательную комиссию, с учетом требований пункта 1 части 4 статьи 40 Закона ФИО10 N-ЗС, официально заверенную уполномоченным органом избирательного объединения копию свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения (пункт 14.5 статьи 35).
При этом данный Федеральный закон напрямую не оговаривает возможность представления документов, содержащих указанные сведения, после подачи в окружную избирательную комиссию документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата, а лишь допускает возможность внесения уточнений и дополнений в документы, а также замену документов, оформленных с нарушением установленных требований.
Согласно положениям пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, части 2 статьи 48 Закона г. Севастополя от 3 июня 2014 года N 20-ЗС кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона, а также в иные документы в целях приведения их в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Заменить представленный документ кандидат вправе только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. При отсутствии копии какого-либо документа, предусмотренного пунктом 2.2. статьи 33 указанного Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пунктом 3 части 3 статьи 48 Закона г. Севастополя от 3 июня 2014 года N 20-ЗС, установлено, что отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Как следует из материалов дела, Плотников В.С. уведомил окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа N 1 о своем выдвижении кандидатом в депутаты 21 июля 2021 года.
Плотников В.С. выдвинут Региональным отделением Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в г. Севастополе. При этом представлена заверенная копия свидетельства о государственной регистрации Регионального отделения политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ".
Документы для регистрации кандидата представлены им 3 августа 2021 года (подтверждение приема документов от 3 августа 2021 года в 16 часов 07 минут).
На заседании рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации, были выявлены недостатки. Кандидату направлено соответствующее извещение (решение ТИК от 7 августа 2021 года N 71/575-2).
Плотников В.С. в соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ представил в окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа N 1 Андреевского муниципального округа уточнения к документам, а также копию свидетельства о государственной регистрации выдвинувшего его избирательного объединения Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" в г. Севастополе.
Территориальной избирательной комиссией Нахимовского района 12 августа 2021 года с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N 1 Андреевского муниципального округа принято решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты в связи с отсутствием необходимых для регистрации документов.
ТИК Нахимовского района г. Севастополя правомерно исходила из того, что кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом для уведомления о выдвижении (в данном случае до 22 июля 2021 года) и для регистрации кандидата, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Доводы истца противоречат порядку уведомления о выдвижении кандидата, установленного статьями 33 и 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, а также нарушают провозглашенный частью 1 статьи 39 названного Федерального закона принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, при соблюдении которого каждый кандидат лично обязан представить в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, необходимые для регистрации документы. Неисполнение такой обязанности влечет установленные законом негативные последствия в виде отказа в регистрации кандидата в депутаты.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 23 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 сентября 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.