Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Монмаря Д.В. и Мальмановой Э.К.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хариной ФИО11 на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 20 августа 2021 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Хариной Нины Ивановны к Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района города Севастополя, заинтересованные лица: Севастопольская городская избирательная комиссия, Политическая партия "Справедливая Россия - патриоты - за правду" об отмене решения территориальной избирательной комиссии, по апелляционной жалобе административного истца Хариной Нины Ивановны на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 20 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав Харину Н.И, представителя ФИО12 представителя ФИО13 прокурора ФИО14, судебная коллегия
установила:
Харина Н.И. обратилась в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района города Севастополя, в котором просила признать незаконным решение от 13 августа 2021 года N 76/659-2 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва Хариной Н.И. по пятимандатному избирательному округу N 1" на выборах депутатов Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя, выдвинутого Региональным отделением Социалистической политической партии "Справедливая Россия - патриоты - за правду" в городе Севастополе.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 20 августа 2021 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 сентября 2021 года решение от 20 августа 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Харина Н.И. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, считает вышеуказанные судебные акты незаконными и необоснованными; судами допущено нарушение норм материального права; неверно определены обстоятельства имеющие значение для дела.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор города Севастополя указал на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Определением судьи от 13 сентября 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебное заседание 16 сентября 2021 года проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Севастопольским городским судом.
Изучив материалы административного дела, выслушав явившихся участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона города Севастополя N 20-ЗС полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных (многомандатных) избирательных округов могут возлагаться на избирательную комиссию муниципального образования (в случае возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию - на эту Территориальную избирательную комиссию).
Согласно статье 10 Устава внутригородского муниципального образования города Севастополя - Андреевский муниципальный округ, депутаты внутригородского муниципального образования Андреевский муниципальный округ избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, при которой в силу части 1 статьи 13 Закона города Севастополя N20-ЗС образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа.
По выборам депутатов Совета Андреевского муниципального округа в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ) образованы многомандатные избирательные округа сроком на 10 лет - пятимандатный избирательный округ N 1, пятимандатный избирательный округ N 2 (по 5 мандатов на каждый избирательный округ) (постановление Севастопольской городской избирательной комиссии от 25 июня 2014 года N 9/47-1 в редакции от 30 июня 2014 года N 10/503-1).
Решением Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района города Севастополя (избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Андреевский муниципальный округ) от 02 июля 2021 года N 60/372-2 полномочия окружных избирательных комиссий пятимандатных избирательных округов N 1, N 2 Андреевский муниципальный округ в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 67-ФЗ возложены территориальной избирательной комиссией Нахимовского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Андреевский муниципальный округ на территориальную избирательную комиссию Нахимовского района.
Условия и порядок выдвижения кандидатов избирательным объединением регулируются положениями статей 32, 33, 35 Федерального закона N 67-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Харина Н.И. выдвинута Региональным отделением Социалистической политической партии "Справедливая Россия - патриоты - за правду" в городе Севастополе. При этом представлена заверенная копия свидетельства о государственной регистрации Регионального отделения политической партии "Справедливая Россия в городе Севастополе".
Документы для регистрации кандидата представлены ею 04 августа 2021 года.
09 августа 2021 года на заседании Рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации, были выявлены недостатки.
Согласно извещения выявлены следующие недостатки:
-заявление о согласии баллотироваться, представленное кандидатом в соответствии с частью 1 статьи 40 Закона города Севастополя оформлено с несоблюдением требований к его оформлению (в части указания года окончания образовательного учреждения);
В соответствии с пунктом 4 примечаний к приложению N 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в строке "имущество по состоянию на... " сведения указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов. Кандидат указал неверные данные.
В соответствии с подпунктом 14.5 статьи 33 Федерального закона N 67- ФЗ, подпунктом "а" пункта 1 части 4 статьи 40 Закона города Севастополя вместе с заявлением о согласии баллотироваться выдвинутый избирательным объединением кандидат обязан предоставить в окружную избирательную комиссию копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, официально заверенную постоянно действующим уполномоченным органом избирательного объединения.
Кандидат выдвинут Региональным отделением Социалистической политической партии "Справедлива Россия - патриоты - за правду", а в территориальную избирательную комиссию Рахимовского района города Севастополя Хариной Н.И. вместе с заявлением о согласии баллотироваться представлена копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Региональное отделение Политической партии "Справедливая Россия" в городе Севастополе от 19 апреля 2019 года.
Официально заверенная постоянно действующим уполномоченным органом избирательного объединения копия свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, в число документов, подлежащих замене либо дополнительному представлению, не входит.
Извещение направлено Хариной Н.И. для устранения.
Харина Н.И. представила в окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа N 1 Андреевский муниципальный округ уточнения в документы, представленные ею ранее, а также копию свидетельства о государственной регистрации выдвинувшего его избирательного объединения Региональное отделение Социалистической политической партии "Справедливая Россия - патриоты - за правду" в городе Севастополе.
13 августа 2021 года Территориальной избирательной комиссией Нахимовского района с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N 1 Андреевский муниципальный округ принято решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва Хариной Нины Ивановны по пятимандатному избирательному округу N 1.
Установив изложенное, разрешая спор, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Законом города Севастополя от 03 июня 2014 года N 17 - ЗС "Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе" исходил из того, что Территориальная комиссия Нахимовского района города Севастополя с полномочиями окружной избирательной комиссии по пятимандатному избирательному округу N 1 Андреевский муниципальный округ принимая оспариваемое решение правомерно исходила из того, что кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67- ФЗ.
При этом суд указал, что у административного истца отсутствует право не предоставлять документы со ссылкой на часть 5 статьи 40 Закона города Севастополя N 20 - ЗС, а также нарушать провозглашенный Федеральным законом N 67- ФЗ принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, при соблюдении которого каждый кандидат лично обязан представлять в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, необходимые для регистрации документы, что и явилось основанием для принятия решения об отказе.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции, дополнительно указал следующее.
Согласно положениям пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, части 2 статьи 48 Закона города N 20-ЗС кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона, а также в иные документы в целях приведения их в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Заменить представленный документ кандидат вправе только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. При отсутствии копии какого-либо документа, предусмотренного пунктом 2.2. статьи 33 указанного Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 3 части 3 статьи 48 Закона города Севастополя N 20-ЗС, предусмотрено, что отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Так инициатива избирательного объединения в определении кандидата в представительный орган муниципального образования реализуется на основании предоставленного избирательному объединению статьей 32 Федерального закона N 67-ФЗ права выдвижения кандидата в соответствии с условиями, предусмотренными статьями 33, 35 указанного Федерального закона.
Вместе с заявлением кандидат, выдвинутый избирательным объединением, представляет документы, предусмотренные п. 2.2. статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, а также документы, указанные в п. 14.5 статьи 35 указанного Федерального закона.
Указанные документы кандидат обязан представить лично (п. 5 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ).
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с п. "в" п. 24 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Положения п. 1.1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, как ошибочно полагает административный истец, исключают возможность представления данного документа не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии по вопросу регистрации кандидата, а представление кандидатом указанного документа за пределами установленного срока для уведомления о выдвижения кандидата (при условии, что избирательному объединению было известно данное обстоятельство по состоянию на 16 июля 2021) вступает в противоречие с положениями п. 9 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ, ч. 4 ст. 37 Закона города Севастополя N 20-ЗС и является не допустимым.
Суд апелляционной инстанции согласился и с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку Харина Н.И. приняла решение баллотироваться в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва, подала заявление о согласии баллотироваться в депутаты в территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя (с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Андреевский муниципальный округ, а также с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N 1 Андреевский муниципальный округ) и решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва по пятимандатному избирательному округу N1 принимала территориальная избирательная комиссия Нахимовского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N 1 Андреевский муниципальный округ) приведенные им в административном иске доводы не могут рассматриваться как нарушающие избирательные права кандидата.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
В Постановлении Центральной избирательной комиссии Российской федерации от 23 марта 2007 года N "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в. 1", "в. 2" пункта 24, подпунктов "б. 1", "б. 2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", также разъясняется, что ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата. Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (п. 4.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года N 6-П "По делу о проверке Конституционности пункта 1.1. статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") следует, что наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных ими документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. В любом случае именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о его согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, если только их изготовление и заверение не отнесено законом к полномочиям избирательной комиссии.
Исходя из изложенного, ответственность за предоставление полных сведений возложена на кандидата.
Судами верно указано, что из подтверждения получения документов от кандидата Хариной Н.И. в числе принятых документов значится копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Региональное отделение Социалистической политической партии "Справедливая Россия" в городе Севастополе от 19 апреля 2019 года, которое на момент подачи документов в Территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя не применялось, поскольку было выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Региональное отделение Социалистической политической партии "Справедливая Россия - патриоты - за правду" в городе Севастополе.
Кандидатом не представлено суду обоснованной позиции о том, что мешало ей сразу предоставить в Территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа N1 Андреевского муниципального округа документ о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений в нужной - действующей редакции.
По указанным основаниям выводы судов обеих инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных требований Хариной Н.И, являются правильными.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Хариной Н.И. в апелляционной жалобе, которая нашла подробную оценку в апелляционном определении, с которой судебная коллегия соглашается.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 20 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 сентября 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 сентября 2020 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Монмарь Д.В.
ФИО10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.