Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петренко С.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Шахты Ростовской области (межрайонное) о перерасчете досрочной трудовой пенсии и взыскании недоплаченной пенсии
по кассационной жалобе представителя Петренко С.В. -Хагожеевой О.А. на решение Шахтинского городского суда от 14 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Ростовского областного суда от 4 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Петренко С.В. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Шахты Ростовской области (межрайонное) о признании действий Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Шахты Ростовской области (межрайонное) незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с 6 декабря 2019 года с применением для расчета пенсионного капитала на 1 января 2002 года страхового стажа 20 лет и отношения неполного стажа к требуемому в размере 0, 88694444, взыскании недополученной пенсии.
Решением Шахтинского городского суда от 14 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований Петренко С.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 4 марта 2021 года по апелляционной жалобе Петренко С.В. решение Шахтинского городского суда от 14 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения по мотиву их незаконности и просит новое судебное постановление, удовлетворив заявленные им требования.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций не обосновали свою позицию, позволяющую рассчитывать размер пенсии по разным правилам до 1 января 2002 года и после. Судами не указаны мотивы, по которым они не применили нормы, на которые ссылался истец, а именно пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Также заявитель обращает внимание на то, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о возможности применения при расчете размера пенсии сниженных требований к общему трудовому стажу (20 лет) только при условии наличия требуемого страхового стажа по состоянию на 1 января 2002 года, ошибочны и не основаны на законе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, отсутствуют.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Петренко С.В. является получателем пенсии с 6 декабря 2019 года в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на основании решения Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 марта 2020 года, которым суд обязал ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Шахты Ростовской области (межрайонное) исчислить в полуторном размере период работы Петренко С.В. с 7 февраля 1990 года по 31 декабря 1991 года респираторщиком Военизированной горноспасательной части Печорского бассейна и назначить досрочную пенсию с 6 декабря 2019 года.
Согласно сведениям, предоставленным в материалы дела, общий стаж истца на 1 января 2002 года составил 17 лет 8 месяцев 26 дней, что сторонами не оспаривалось. Специальный стаж (Список N 1 Районы Крайнего Севера.) - 5 лет 4 месяца 20 дней.
Размер пенсии установлен истцу по нормам пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с применением стажевого коэффициента 0, 55 (с применением отношения имеющегося стажа к требуемому), рассчитанного из общего стажа 25 лет - для мужчин.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Петренко С.В. о перерасчете досрочной трудовой пенсии и взыскании недоплаченной пенсии, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и исходил из того, что Петренко С.В. на момент введения в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на 1 января 2002 года страхового стажа необходимой продолжительности не имел (20 лет), в связи с чем отсутствуют правовые основания для перерасчета пенсии истца с учетом положений абзаца 6 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции согласился с вышеизложенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны без нарушения норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в частности, предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
На основании пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до его вступления в силу, предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа (абзац 8 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях").
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20.
Из приведенных норм следует, что конвертация пенсионных прав может быть произведена либо из общего стажа, либо из специального стажа, при этом конвертация из специального стажа возможна при выполнении условий наличия по состоянию на 1 января 2002 года специального стажа и общего стажа продолжительности, установленной пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" (для Списка N 1 - не менее 10 и 20 лет, соответственно). В случае если по состоянию на 1 января 2002 года продолжительность стажа, установленного пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", менее необходимой для досрочного назначения пенсии, конвертация пенсионных прав производится из общего стажа.
В силу пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Как разъяснено в подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии", право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 01.01.2002 у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях").
На основании изложенного, законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставлении гражданам права выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его со стажем, требуемым для назначения пенсии.
Таким образом, для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, исходя из специального стажа по Списку N1, требуется наличие у застрахованного лица предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" условий для мужчин - достижение возраста 50 лет, страховой стаж не менее 20 лет и стаж на соответствующих видах работ не менее 10 лет, выработанные по состоянию на 1 января 2002 года.
По состоянию на 1 января 2002 года продолжительность общего стажа Петренко С.В. составила 17 лет 8 месяцев 26 дней, специального стажа (Список N 1 Районы Крайнего Севера.) - 5 лет 4 месяца 20 дней, что не дает ему права на конвертацию согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", исходя из выработанного стажа, и, соответственно, на снижение стажевых требований - 20 лет требуемого общего трудового стажа вместо 25 лет.
При этом ссылка заявителя на Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, от 10 июля 2007 года N 9-П, от 3 июня 2004 года N 11-П несостоятельна, поскольку в названных судебных актах рассматривался вопрос о конституционности положений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", которые не применяются в настоящем споре. При этом определения Конституционного Суда Российской Федерации, на которые ссылается кассатор в обоснование незаконности обжалуемых судебных актов, вынесены по конкретным делам и не опровергают вывод судов первой и апелляционной инстанций.
В целом доводы кассационной жалобы, сводятся к повторению позиции Петренко С.В, изложенной в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводы судов, сделанные с учетом установленных обстоятельств дела, и не свидетельствуют о существенном нарушении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Несогласие истца с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное применение к ним положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Существенных нарушений норм процессуального права по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шахтинского городского суда от 14 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллеги по гражданским делам Ростовского областного суда от 4 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Петренко С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.