Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Калинко А.В., рассмотрев жалобу защитника ООО "Альфа Омск" Лавицкой О.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 15 февраля 2021 г. и решение судьи Омского областного суда от 23 марта 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альфа Омск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Куйбышевского районного суда г. Омска от 15 февраля 2021 г, с учетом изменений внесенных решением судьи Омского областного суда от 23 марта 2021 г, ООО "Альфа Омск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе защитник ООО "Альфа Омск" Лавицкая О.А. просит судебные акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Как следует из протокола об административном правонарушении в ходе проведения административного расследования сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Омской области 24 декабря 2020 г. выявлено несоблюдение ООО "Альфа Омск", осуществляющего деятельность в магазине "Красное и белое", расположенного по адресу г. Омск ул. Марченко д. 11, требований п. п. 1, 2, 2.4, 2.7 постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 12.04.2020 N 849 "Об организации дополнительных противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения COVID-2019 на территории Омской области", п. п. 2.1, 2.7 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", п. 2.3 СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации", а именно работники магазина не соблюдают масочный режим (неправильно носят маску не прикрывая верхние дыхательные пути), не соблюдается "входной фильтр" с проведением термометрии тела работника с занесением ее результатов в журнал учета.
Рассматривая дело, судья Куйбышевского районного суда г. Омска пришёл к выводу о нарушении ООО "Альфа Омск" законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем, квалифицировал его действия по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
При пересмотре дела судья Омского областного суда с данными выводами согласился, исключив из вменения ООО "Альфа Омск" нарушение п. 2.7 постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 12.04.2020 N 849.
Между тем вынесенные судебные акты подлежат изменению ввиду следующих обстоятельств.
Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" названный Кодекс дополнен статьей 20.6.1 "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения", в соответствии с частью 1 которой невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 указанного Кодекса, что влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417, в соответствии с которыми, в зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации организации принимают необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях; приостанавливают свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях (подпункты "б", "д" пункта 6 Правил).
Также органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации Губернатором Омской области принято распоряжение от 17.03.2020 N 19-р "О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области", которым предписано работодателям, осуществляющим деятельность на территории Омской области обеспечить измерение температуры тела работникам, осуществляющим трудовую деятельность на территории Омской области, на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой, а также вызовом врача по адресу проживания (нахождения) работника (подпункт 2 пункта 8).
Аналогичные требования содержатся в п. 2.4 постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 12.04.2020 N 849 "Об организации дополнительных противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения COVID-2019 на территории Омской области".
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, в числе иного, разъяснено, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Исходя из вышеуказанного правого регулирования инкриминируемое ООО "Альфа Омск" деяние, выразившееся в бездействии, состоящем в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Таким образом, в рассматриваемом случае по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Альфа Омск" допущена неправильная квалификация совершенного административного правонарушения.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) указанного Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация деяния ООО "Альфа Омск" с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ не противоречит вышеуказанным положениям.
Обстоятельства, составляющие объективную сторону вменяемого ООО "Альфа Омск" административного правонарушения, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых протоколы об административном правонарушении, об осмотре магазина, копии договора аренды помещения, трудовых договоров, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, предыдущие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что вина ООО "Альфа Омск" в несоблюдении установленных по состоянию на 24.12.2020 на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, запретов и ограничений, установлена и доказана в полном объеме представленными материалами.
Выводы судебных инстанций, сделанные по существу обстоятельств, образующих объективную сторону совершенного ООО "Альфа Омск" деяния, сомнений не вызывают.
Утверждение в жалобе о проведении 24.12.2020 термометрии тела работников магазина являлось предметом проверки предыдущей судебной инстанций, своего подтверждения не нашло и правомерно отклонено по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном решении.
Представленные в материалы данного дела доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, недостатков и противоречий не содержат, оснований для признания их недопустимыми не имеется.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу ООО "Альфа Омск", не усматривается.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности ООО "Альфа Омск" не нарушены. Обстоятельств, указывающих на наличие оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Таким образом оспариваемое судебное постановление подлежит изменению путем переквалификации совершенного ООО "Альфа Омск" деяния с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, установленные по делу смягчающие административную ответственность обстоятельства, признанные исключительными, прихожу к выводу о необходимости назначения ООО "Альфа Омск" наказания с применением положений ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника ООО "Альфа Омск" Лавицкой О.А. частично удовлетворить.
постановление судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 15 февраля 2021 г. и решение судьи Омского областного суда от 23 марта 2021 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альфа Омск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, изменить.
Переквалифицировать совершенное ООО "Альфа Омск" деяние с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части вынесенные по делу акты оставить без изменения.
Судья А.В.Калинко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.