Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Черемисина Е.В. и Мишиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Солнцева Алексея Алексеевича, поданной через суд первой инстанции 29 июня 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 12 мая 2021 года по административному делу N 2а-449/2021 по административному иску Солнцева Алексея Алексеевича к администрации г. Иркутска, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, обязании рассмотреть заявление.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Солнцев А.А. обратился в Свердловский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к администрации г. Иркутска, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска, с учетом уточнения требований просил признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска в предварительном согласовании предоставления ему в аренду земельного участка с местоположением: "адрес", площадью 771 кв.м, для индивидуального жилищного строительства, выраженный в письме от 22 сентября 2020 года N; обязать административных ответчиков рассмотреть его заявление от 9 сентября 2020 года вх. N о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в порядке и сроки, предусмотренные законом.
В обоснование требований указал, что его заявление от 9 сентября 2020 года о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 771 кв.м, местоположением: "адрес", для индивидуального жилищного строительства администрацией города Иркутска оставлено без удовлетворения. Основанием отказа явилось то, что испрашиваемый земельный участок включен в перечень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с целью предоставления в установленном порядке гражданам, состоящим на земельном учете.
Полагает отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным в связи с тем, что он, как "данные изъяты", имеет право на внеочередное предоставление земельного участка, в том числе на праве аренды. Представленным отказом нарушается его право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предусмотренное законодателем с целью установления гарантий реализации жилищных прав "данные изъяты", и не связанное с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий. Оспариваемое решение препятствует ему в реализации прав по получение мер социальной поддержки, направленной на всех лиц, относящихся к этой категории, и семьи, имеющей в своем составе "данные изъяты".
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 10 февраля 2021 года требования административного истца удовлетворены, признано незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска N от 22 сентября 2020 года об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 771 кв.м, для индивидуального жилищного строительства; на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска, администрацию г. Иркутска возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Солнцева А.А. от 9 сентября 2020 года о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 12 мая 2021 года решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 10 февраля 2021 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В кассационной жалобе Солнцев А.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 12 мая 2021 года с оставлением решения суда первой инстанции в силе, указывая на нарушение судом норм материального права.
Заявитель, ссылаясь на положения статьи 9 Закона Иркутской области от 28 декабря 2015 года N 146-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам", полагает, что региональное законодательство, отразив норму, содержащуюся в федеральном законе, установило отсутствие необходимости земельного учета в отношении "данные изъяты", нуждающихся в улучшении жилищных условий, что не учтено судом апелляционной инстанции.
Указывает на неверное толкование судом положений подпункта 19 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку включение земельного участка в перечень земельных участков, передаваемых без проведения торгов в собственность, не является тем ограничением, которое подразумевается в данной норме права. При этом правовым основанием ограничения прав, в том числе земельных, может быть только федеральный закон, а само ограничение может быть произведено только в целях, указанных в самой Конституции Российской Федерации для защиты жизненно важных прав и законных интересов других лиц и государства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что Солнцев А.А. 9 сентября 2020 года обратился в КУМИ администрации г. Иркутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 771 кв.м, местоположением: "адрес" для индивидуального жилищного строительства, образуемый земельный участок N (проект межевания территории N), утвержденный Постановлением от 15 ноября 2019 года N.
Письмом от 22 сентября 2020 года N КУМИ администрации г. Иркутска в предварительном согласовании земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства отказал со ссылкой на статью 9 Закона N 146-03, подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Не согласившись с указанным отказом, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования Солнцева А.А, суд первой инстанции исходил из того, что земельным законодательством закреплена возмездность получения "данные изъяты" земельного участка для жилищного строительства в собственность или в аренду, что всем "данные изъяты" и семьям, имеющим в своем составе "данные изъяты", предоставляется право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов. Также суд исходил из того, что определение испрашиваемого земельного участка в качестве возможного к предоставлению гражданам, состоящим на земельном учете, не ограничивает возможности его предоставления в порядке, установленном статьей 9 Закона N 146-ОЗ, частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и доказательств того, что спорный земельный участок имеет какие - либо ограничения в предоставлении на праве аренды или праве собственности, административным ответчиком не предоставлено, и включение административным ответчиком спорного участка в перечень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с целью бесплатного предоставления в собственность граждан, само по себе не свидетельствует о том, что данный участок каким-то образом изъят из оборота и не может быть предоставлен "данные изъяты" во внеочередном порядке. Также суд отметил, что административный ответчик, не рассмотрев заявление Солнцева А.А. от 9 сентября 2020 года, 17 сентября 2020 года на заседании комиссии рассмотрел вопрос о согласии на предоставление земельного участка в собственность семье Коноваленко.
Проверяя законность принятого решения, суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о законности обжалуемого отказа, поскольку распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 17 января 2020 года N, которое не оспорено в судебном порядке, спорный земельный участок включен в перечень земельных участков с целью бесплатного предоставления в собственность граждан, состоящих на учете, и не мог быть предоставлен Солнцеву А.А, который имел право на получение земельного участка только на праве аренды.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе и по причине того, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (подпункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
На территории Иркутской области принят закон Иркутской области от 28 декабря 2015 года N 146-03 "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан".
Статьей 2 указанного закона определены случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, порядок постановки граждан на земельный учет, порядок снятия граждан с земельного учета, порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в предоставлении земельных участков в собственность бесплатно, предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, установленные настоящим Законом, применяются при предоставлении в собственность граждан бесплатно земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в федеральной собственности, полномочия по распоряжению которыми переданы органам государственной власти Иркутской области (далее - федеральные земельные участки), если иное не установлено федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 2 (1) Закона N 146-ОЗ правом на получение земельного участка, включенного в перечень земельном участков, обладают исключительно граждане, состоящие на земельном учете.
В силу статьи 4 Закона N 146-ОЗ ведение земельного учета граждан, за исключением фермеров, инвалидов, пострадавших граждан от пожара, пострадавших граждан от паводка, пострадавших граждан, граждан, утративших участок, граждан, удостоенных званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы, осуществляется исполнительным органом государственной власти Иркутской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, уполномоченными на предоставление земельных участков в соответствии с законодательством (далее - уполномоченный орган).
Ведение земельного учета фермеров, инвалидов, пострадавших граждан от пожара, пострадавших граждан от паводка, пострадавших граждан, граждан, утративших участок, граждан, удостоенных званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющихся полными кавалерами ордена Славы, не осуществляется.
Статьей 6 Закона N 146-ОЗ установлен порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, данный порядок предусматривает, в том числе, формирование перечня земельных участков, которые должны содержать информацию о местоположении, площади, территориальных зонах, видах разрешенного использования земельных участков, категории земель, а также координаты земельных участков, информацию об обеспеченности или условиях обеспечения земельного участка сетями инженерно-технического обеспечения, электрическими сетями (подпункт 2 пункта 1 указанной статьи).
Распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 17 января 2020 года N 504-02-75/20 утвержден перечень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с целью бесплатного предоставления в собственность граждан (Приложение N1), испрашиваемый земельный участок включен в указанный перечень (пункт 10).
Обращаясь с заявлением к административному ответчику, Солнцев А.А. просил о предоставлении земельного участка площадью 771 кв.м. с местоположением: "адрес" для индивидуального жилищного строительства в аренду на 20 лет.
С учетом приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого отказа в предоставлении Солнцеву А.А. земельного участка на праве аренды, поскольку предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается в силу того, что распоряжением заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 17 января 2020 года N спорный земельный участок включен в перечень земельных участков с целью бесплатного предоставления в собственность граждан, состоящих на учете, и данное распоряжение не оспорено и не признано незаконным.
При этом предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренном подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации. На территории Иркутской области такого закона не принималось, а статья 9 закона N 146-ОЗ предусматривает предоставление земельного участка инвалидам только на праве аренды.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность выводов судебной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемом судебном акте указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебном акте, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 августа 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.