N 88А-16449/2021
город Кемерово 17 сентября 2021 года
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Мишиной И.В, рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Гусейнова Эльдара Афраиловича на определение Центрального районного суда г. Барнаула от 23 апреля 2021 года и определение Алтайского краевого суда от 7 июля 2021 года по административному материалу N М-2629/2021 по исковому заявлению Гусейнова Эльдара Афраиловича к следственному отделу по Центральному району г. Барнаула следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю, следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю, Следственному комитету Российской Федерации о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Гусейнов Э.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконной деятельности руководителя следственного отдела по Центральному району г. Барнаула следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю Комиссарова Д.В. по ведомственному контролю и осуществлению полномочий руководителя; признании незаконной деятельности Шелеповой А.М. по осуществлению полномочий следователя при проверке сообщения о преступлении по материалу КРСП N25-21 от 13 января 2021 года; обязании Следственного комитета Российской Федерации осуществить контроль за исполнением приказов, от требований которых совершены отступления, в отношении следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю и следственного отдела по Центральному району г. Барнаула следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю; обязании следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю принять меры воздействия к должностным лицам следственного отдела по Центральному району г. Барнаула следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю, допустившим нарушения.
В обоснование требований сослался на то, что в производстве следственного отдела находился материал проверки КРСП N 25-21 от 13 января 2021 года по сообщению о противоправных действиях ФКУ СИЗО N 1 г. Барнаула в отношении Гусейнова Э.А. 18 января 2021 года и 25 января 2021 года следователь Шелепова А.М. вынесла два немотивированных постановления о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении, которые были удовлетворены руководителем Комиссаровым Д.В. при отсутствии надлежащего контроля за соблюдением сроков проверки сообщений о преступлениях вопреки требованиям Приказа СК России N 72 от 11 октября 2012 года "Об организации приема, регистрации и проверки обращений в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации". Кроме того, Гусейнову Э.А. не вручена копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 12 февраля 2021 года.
Определением Центрального районного суда г. Барнаула от 23 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Алтайского краевого суда от 7 июля 2021 года, в принятии административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 9 августа 2021 года, Гусейновым Э.А. ставится вопрос об отмене определения Центрального районного суда г. Барнаула от 23 апреля 2021 года и апелляционного определения Алтайского краевого суда от 7 июля 2021 года со ссылкой на допущенные судами нарушения норм процессуального права. Считает ошибочными выводы судов об отсутствии оснований для принятия административного искового заявления к производству, мотивируя тем, что данные выводы противоречат частям 1, 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации и нарушают его права, гарантированные статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 3271 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалобы на определения, которыми не оканчивается производство по делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 КАС РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит, что при рассмотрении вопроса о принятии к производству административного искового заявления судами первой и апелляционной инстанций такие нарушения не допущены.
На основании части 1 статьи 222 КАС РФ судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по основаниям, указанным в части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Как усматривается из административного искового заявления, Гусейновым Э.А. обжалуются оспариваются действия (бездействие) должностных лиц следственного органа, связанные с разрешением сообщения о преступлении и проведением проверки в порядке статей 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Частью 1 статьи 1 КАС РФ установлено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно правовой позиции, изложенной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-0-0 и от 15 апреля 2008 года N 314-0-0).
Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй - шестой статьи 152 УПК РФ, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело в порядке, предусмотренном УПК РФ.
В пункте 2 постановления Пленума Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что помимо постановлений дознавателя, следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела судебному обжалованию в соответствии с частью 1 статьи 125 УПК РФ подлежат иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию.
Учитывая приведенные нормы, заявление Гусейнова Э.А. о признании незаконной деятельности руководителя следственного отдела по Центральному району г. Барнаула следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю Комиссарова Д.В. по ведомственному контролю и осуществлению полномочий руководителя; признании незаконной деятельности Шелеповой А.М. по осуществлению полномочий следователя при проверке сообщения о преступлении по материалу КРСП N25-21 от 13 января 2021 года; обязании Следственного комитета Российской Федерации осуществить контроль за исполнением приказов, от требований которых совершены отступления, в отношении следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю и следственного отдела по Центральному району г. Барнаула следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю; обязании следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю принять меры воздействия к должностным лицам следственного отдела по Центральному району г. Барнаула следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю, допустившим нарушения, вопреки приведенным истцом в кассационной жалобе доводам, не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, заявленные требования подлежат разрешению в порядке, установленном УПК РФ.
Утверждение истца об обратном основано на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
При таких обстоятельствах нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 328 КАС РФ, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом вышеизложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд кассационной инстанции
определил:
определение Центрального районного суда г. Барнаула от 23 апреля 2021 года и определение Алтайского краевого суда от 7 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гусейнова Эльдара Афраиловича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.