Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В, судей Никулиной И.А, Зиновьевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Избирательной комиссии Забайкальского края, Забайкальского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России на решение Центрального районного суда города Читы от 30 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 7 сентября 2021 года
по административному делу N 75RS0017-01-2021-000305-77 (N 2а-5269/2021) по административному исковому заявлению Забайкальского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России к избирательной комиссии муниципального района "Ононский район", региональному отделению Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Забайкальском крае, избирательному объединению местному отделению Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в муниципальном районе "Ононский район" Забайкальского края о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального района "Ононский район" от 4 августа 2021 года N 3/1 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального района "Ононский район" седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением - Местным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в муниципальном районе "Ононский район" Забайкальского края по общемуниципальному избирательному округу".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав объяснения представителя отделений Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" Бартеля С.В, возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, заключение прокурора Маслаковой О.Г. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Забайкальское региональное отделение ЛДПР обратилось в Ононский районный суд Забайкальского края с административным иском о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального района "Ононский район" от 04.08.2021 N 3/1 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Совета муниципального района "Ононский район" седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением - Местным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в муниципальном районе "Ононский район" Забайкальского края по общемуниципальному избирательному округу".
В обоснование требований указано на отсутствие сведений об основном месте работы или службы, занимаемой должности (рода занятий) и гражданстве ряда кандидатов в Протоколе от 03.07.2021 N 21/0307 Общего собрания Местного отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Ононском районе Забайкальского края, непредставление избирательным объединением в муниципальную избирательную комиссию: приложения к Протоколу N 21/0307 - списка кандидатов, выдвигаемого избирательным объединением по общемуниципальному избирательному округ; списка граждан, включенных в названный список и являющихся членами Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА"; документов, соответствующих требованиям действующего законодательства, подтверждающих сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) в отношении всех кандидатов, включенных в список; документов в отношении кандидатов ФИО7, ФИО8, ФИО9, подтверждающих их статус депутатов, а также осуществление ими своих полномочий на непостоянной основе; копии (выписки из) банковского счета, заверенной кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет.
Определением Ононского районного суда Забайкальского края от 25 августа 2021 года удовлетворено ходатайство судьи о самоотводе.
Определением Забайкальского краевого суда от 27 августа 2021 года административное дело передано для рассмотрения в Центральный районный суд г. Читы.
В судебном заседании представители административного истца Рюмкин Ю.Н. и Жирякова Ю.С. заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика избирательной комиссии муниципального района "Ононский район" Зуенкова С.В. иск не признала.
Представитель административных ответчиков регионального отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в Забайкальском крае, избирательного объединения - Местного отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в муниципальном районе "Ононский район" Забайкальского края Бартель С.В. иск не признал.
Помощник прокурора Центрального района г. Читы Пешкова А.Б. полагала административный иск не подлежащим удовлетворению в связи с пропуском срока на обращение в суд с административным иском.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 30 августа 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 7 сентября 2021 года решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы представителя административного истца Забайкальского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально демократической партии России Рюмкина Ю.Н, представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Забайкальского края Поповой Е.А, апелляционное представление и.о. прокурора Центрального района г. Читы Новолодского С.Е. - без удовлетворения.
Избирательная комиссия Забайкальского края, Забайкальское региональное отделение ЛДПР 9 сентября 2021 г. обратились в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационными жалобами, которые поступили 15 сентября 2021г.
В кассационной жалобе Избирательная комиссия Забайкальского края просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять по административному делу новый судебный акт.
В кассационной жалобе Забайкальское региональное отделение ЛДПР просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять по административному делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований административного истца в полном объёме.
В представленных заявлениях Забайкальское региональное отделение ЛДПР, Избирательная комиссия Забайкальского края просят рассмотреть кассационные жалобы в их отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалобы рассмотрены в отсутствие неявившихся лиц, извещенных своевременно и в надлежащей форме о времени и месте рассмотрения жалоб, не заявивших ходатайства об участии в деле посредством видеоконференц-связи.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами решением Совета муниципального района "Ононский район" N12 от 23.06.2021 назначены выборы депутатов Совета муниципального района "Ононский район" на 19.09.2021.
Местным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в муниципальном районе "Ононский район" Забайкальского края в избирательную комиссию муниципального района "Ононский район" 24 июля 2021 года представлен для регистрации список кандидатов в депутаты Совета муниципального района "Ононский район" по общемуниципальному избирательному округу (т.3, л.д. 92).
Решением избирательной комиссии муниципального района "Ононский район" от 4 августа 2021 года N 3/1 зарегистрирован список в количестве 14 кандидатов в депутаты Совета муниципального района "Ононский район" седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Местным отделением Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ДЕЛА" в муниципальном районе "Ононский район" Забайкальского края.
Забайкальским региональным отделением Политической партии ЛДПР в избирательную комиссию муниципального района "Ононский район" 4 августа 2021 года представлены избирательные документы для регистрации списка кандидатов.
Решением избирательной комиссии муниципального района "Ононский район" от 13 августа 2021 года N 3/23 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Совета муниципального района "Ононский район" седьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Забайкальским региональным отделением Политической партии "ЛДПР - Либерально-демократическая партия России" по общемуниципальному избирательному округу.
Согласно части 1 статьи 48 Закона Забайкальского края от 6 июля 2010 года N 385-33K (в редакции от 12 июля 2021 года) "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" для регистрации кандидата, списка кандидатов кандидат или избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляют в соответствующую избирательную комиссию избирательные документы.
Избирательные документы для регистрации списка кандидатов были представлены Забайкальским региональным отделением Политической партии ЛДПР в избирательную комиссию муниципального района "Ононский район" 4 августа 2021 года, то есть в последний день установленного вышеназванной нормой срока.
В силу части 1 статьи 50 Закона Забайкальского края от 6 июля 2010 года N 385-33K (в редакции от 12 июля 2021 года) "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
Судом апелляционной инстанции проверены доводы заявителей о несоблюдении избирательной комиссией указанного принципа избирательного права и сделан обоснованный вывод об отсутствии нарушения избирательной комиссией равенства кандидатов, избирательных объединений при регистрации списков кандидатов.
Решения о регистрации списков кандидатов приняты избирательной комиссией в отношении каждой из партий в установленный законом десятидневный срок.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при регистрации списка кандидатов от Политической партии ЛДПР избирательной комиссией запрашивались сведения о судимости и привлечении к административной ответственности кандидатов.
Из объяснений председателя избирательной комиссии муниципального района "Ононский район" Зуенковой С.В. следует, что необходимые для принятия решения о регистрации списка кандидатов сведения о судимости и привлечении к административной ответственности кандидатов, поступили в избирательную комиссию 13 августа 2021 года. В тот же день было проведено заседание комиссии и принято решение о регистрации списков кандидатов, выдвинутых рядом политических партий, в том числе Политической партией ЛДПР.
Согласно ответу N N от 7 сентября 2021 года Информационного центра УМВД России по Забайкальскому краю на представление председателя избирательной комиссии муниципального района "Ононский район" ответ предоставлен в избирательную комиссию Забайкальского края 10 августа 2021 года. Указанный ответ 11 августа 2021 года в 17.08 часов направлен избирательной комиссией Забайкальского края посредством электронной почты для передачи председателю избирательной комиссией муниципального района "Ононский район".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, достоверно подтверждающих получение председателем избирательной комиссии муниципального района "Ононский район" указанных сведений ранее 13 августа 2021 года.
Оснований для иной оценки доводов заявителя о намеренном затягивании избирательной комиссией процесса регистрации в отношении списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Забайкальским региональным отделением Политической партии ЛДПР, у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку выводы суда апелляционной инстанции в указанной части соответствуют обстоятельствам дела.
Учитывая соблюдение судами процессуальных правил оценки доказательств и соответствие выводов судов обстоятельствам дела, судебная коллегия не имеет оснований для несогласия с данными выводами, поскольку иная оценка доказательств и установленных судом обстоятельств дела не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В силу части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Административное исковое заявление о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии подано административным истцом посредством почтового отправления в последний день процессуального срока 13 августа 2021 года в 20 часов 15 минут, что подтверждается сведениями почтового идентификатора.
Ононским районным судом Забайкальского края административное исковое заявление получено 24 августа 2021 года.
Согласно части 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 апреля 2021 года N 115-ФЗ) процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 настоящего Кодекса.
Таким образом, направление указанного в части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административного искового заявления посредством почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока не свидетельствует о соблюдении такого срока при обращении с заявлением об обжаловании решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов. Для соблюдения требований части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление должно быть получено судом до истечения сроков, предусмотренных в указанной норме.
Доводы жалобы о том, что часть 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не распространяется на случаи подачи административного искового заявления являются ошибочными, поскольку указанной нормой прямо предусмотрено неприменение правила о подаче документов в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока ко всем срокам, перечисленным в статье 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судами верно указано на возможность в соответствии с частью 8 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подать административное исковое заявление в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Доводы заявителей о наличии технических препятствий в реализации указанного права были проверены судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонены как не подтвержденные доказательствами.
Согласно части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
С учетом изложенного суд первой инстанции не имел оснований для признания срока обращения административного истца в суд не пропущенным либо для его восстановления, поскольку это бы прямо противоречило вышеприведенным нормам процессуального права.
Наличие в законе подобных ограничений в отношении сроков и порядка подачи документов по делам о защите избирательных прав обусловлено временными рамками кампаний по выборам и направлено на обеспечение стабильности избирательного процесса и равных возможностей для всех кандидатов и избирательных объединений.
Реализация права на оспаривание действий (бездействия) и решений в порядке главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации зависит в том числе от оперативности самих субъектов пассивного избирательного права при выполнении ими всех необходимых условий для допуска к выборам.
Обращаясь за регистрацией списка кандидатов в последний день установленного законом срока, избирательное объединение Политической партии ЛДПР должно было осознавать, что положения закона предусматривают проведение определенных проверок и принятие решения о регистрации в десятидневный срок, а значит, понимать и правовые последствия в виде ограниченных возможностей для обжалования ранее принятых избирательной комиссией решений.
Таким образом, кассационные жалобы не содержат доводов, указывающих на неправильность обжалуемых судебных актов, выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм материального права или процессуального права.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Читы от 30 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 7 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Избирательной комиссии Забайкальского края, Забайкальского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 16 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.