Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-149/2020 (УИД 24RS0021-01-2020-000108-66) по иску Макаровой Светланы Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канске Красноярского края (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право для назначения пенсии по старости, назначении пенсии, по кассационной жалобе Макаровой Светланы Николаевны на решение Иланского районного суда Красноярского края от 23 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Макарова Светлана Николаевна (далее по тексту - Макарова С.Н.) обратилась в Иланский районный суд Красноярского края с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) о признании незаконным решения от 30 января 2020 г. N 200000003309/994295/19, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 25 октября 1988 г. по 21 декабря 1997 г. мастером строительных и монтажных работ, обязании назначить страховую пенсию с момента обращения с заявлением, с 17 декабря 2019 г.
Определением Иланского районного суда Красноярского края от 23 декабря 2020 г. произведена замена ненадлежащего ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) на надлежащего ответчика - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канске Красноярского края (межрайонное) (далее по тексту - ГУ-УПФ РФ в г. Канске Красноярского края (межрайонное), пенсионный фонд).
Решением Иланского районного суда Красноярского края от 23 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 апреля 2021 г, исковые требования Макаровой С.Н. оставлены без удовлетворения.
Макарова С.Н. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Иланского районного суда Красноярского края от 23 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 апреля 2021 г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, надлежащая мотивированная оценка доводов истца и доказательств, имеющихся в материалах дела, не приведена. Суды первой и апелляционной инстанций оценили представленную ответчиком справку, подписанную, по их мнению, руководителем ТОО "Нижнеингашская ПМК", и, якобы, подтверждающую отсутствие на предприятии рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых в соответствии со Списками 1 и 2 установлено право на пенсию в связи с особыми условиями труда, как доказательство того, что истец занималась соответствующей деятельностью и не имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Между тем, данная справка не имеет наименования организации ее представившей, а также не имеет даты ее составления, что в свою очередь ставит под сомнение тот факт, что сведения, изложенные в этой справке относятся к рассматриваемому периоду трудовой деятельности истца, а именно с 25 октября 1988 г. по 21 декабря 1997 г, в связи с чем указанный документ не может быть учтен судом как доказательство, опровергающее исковые требования истца. В деле имеются доказательства, подтверждающие выполнение в спорный период работ, связанных с возведением объектов капитального строительства. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
ГУ-УПФ РФ в г. Канске Красноярского края (межрайонное) в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Иланского районного суда Красноярского края от 23 декабря 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 апреля 2021 г, поскольку истцом не было представлено доказательств, подтверждающих факт выполнения работ, поименованных в Списках, просит судебные постановления оставить без изменения. кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Макарова С.Н. была принята с 1 апреля 1988 г. инженером ПТО Нижне-Ингашской МПМК Крайагропромстроя Канского ССК, с 25 октября 1988 г. переведена мастером и 28 июня 2000 г. уволена с указанной должности по собственному желанию.
17 декабря 2019 г. Макарова С.Н. обратилась в ГУ-УПФР в Иланском районе Красноярского края (межрайонное), правопреемником которого является ГУ-УПФ РФ в г. Канске Красноярского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФ РФ в Иланском районе Красноярского края (межрайонное) от 30 января 2020 г. N 200000003309/994295/19 Макаровой С.Н. отказано в назначении пенсии досрочно в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
При оценке пенсионных прав пенсионным фондом не принят к зачету на соответствующих видах работ период работы Макаровой С.Н. мастером в Нижне-Ингашской МПМК, поскольку предприятие Нижне-Ингашская МПМК Крайагропромстроя Канского ССК ликвидировано, архивные документы и записи в трудовой книжке Макаровой С.Н. не содержат сведений, подтверждающих выполнение работ в строительстве. В наблюдательном деле Нижнеингашской МПМК имеется письмо руководителя предприятия, подтверждающие отсутствие рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых установлено право на досрочное назначение пенсии.
Макарова С.Н. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 23 сентября 1999 г.
Макарова С.Н. не согласившись с решением пенсионного фонда, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", разделом "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" которого предусмотрена должность "мастер строительных и монтажных работ" (позиция 22901006-23419), Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г..N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", в разделе XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" которого предусмотрены мастера (десятники) и прорабы, оценив имеющиеся в
материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что собранными по делу доказательствами, в том числе свидетельскими показаниями, не подтверждается факт работы Макаровой С.П. в спорный период мастером, мастером строительных и монтажных работ на новом строительстве.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действующей на дату обращения) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины)
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в частности, Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место с 1 января 1992 г.
Абзацем 3 подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно разделу XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, технических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено мастерам (десятникам) и прорабам.
В соответствии с разделом XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, вооружений и других объектов") Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено мастерам строительных и монтажных работ, производителям работ (позиции 2290000а-14612, 2290000б-23419, 2290000б-24441).
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
Согласно пункту 5 разъяснений Минтруда России от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Для приобретения необходимого трудового стажа в соответствии со Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, не требуется установления полной занятости на работах, отнесенным Списком к работам с тяжелыми условиями труда, так как действующее в этот период времени пенсионное законодательство требований относительно полной занятости льготной трудовой функции по Списку N 2 не предусматривало.
Таким образом, при определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку N 2 от 1956 года (за периоды работы до 1 января 1992 г.) юридически значимыми являются обстоятельства выполнения работ истцом по должностям мастера (десятника), прораба в организациях, занятых новым строительством указанных в разделе XXIX Списка объектов. При определении права на пенсию по льготным основаниям по Списку N 2 от 1991 года (за периоды работы с 1 января 1992 г.) юридически значимыми являются обстоятельства выполнения работ в течение полного рабочего дня по должностям производителя работ (прораба), мастера строительных и монтажных работ в организациях, занятых новым строительством, а также реконструкцией, техническим перевооружением, реставрацией и ремонтом указанных в разделе XXVII Списка объектов.
Истцом заявлены периоды работы с 25 октября 1988 г. по 21 декабря 1997 г, до регистрации в системе государственного пенсионного страхования, к которым подлежат применению Список N 2 1956 г. и Список N 2 1991 г.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно которому подтверждению подлежат периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 3 Порядка).
В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 4 Порядка).
Во исполнение приведенной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Руководствуясь приведенными нормами материального права, исследовав и оценив представленные в материалы дела в совокупности и взаимосвязи, в том числе трудовую книжку Макаровой С.Н, согласно которой в период с 25 декабря 1988 г. до 28 июня 2000 г. она работала мастером в ТОО "Нижне-Ингашская ПМК", аналогичные сведения содержатся в архивной справке Архивного отдела Администрации нижнеингашского района от 3 декабря 2019 г, от 23 сентября 2020 г, в приказе по Н-Ингашской МПМК от 25 октября 1988 г. N 287, в приказе по Н-Ингашской МПМК от 20 февраля 1989 г. N 39, должность, занимаемая истцом после 1 января 1992 г, отраженная в ее трудовой книжке и архивных справках, мастер не соответствуют наименованию должностям, указанным в Списке N 2 1956 г. и Списке N 2 1991 г, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что занимаемая истцом в спорный период должность не дает ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих выполнение работ в должностях, поименованных Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая отсутствие у Макаровой С.Н. требуемой продолжительности специального стажа, выводы судов об отсутствии оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости являются правильными.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также доводов истца о наличии у нее права на досрочное назначение пенсии по старости, которые отклонены как необоснованные.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы, приведенные Макаровой С.Н. в кассационной жалобе, о том, что ее работа была связана со строительством, подлежат отклонению как документальное не подтвержденные.
Наименование должности мастер было установлено в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих "Должности руководителей и специалистов, занятых инженерно-техническими и экономическими работами на производственных предприятиях", утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР от 8 октября 1969 г. N 400, впоследствии Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (Выпуск I. Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 марта 1986 г. N 102/6-142). При этом справочником 1986 г. в качестве самостоятельной должности также была поименована должность "мастер строительных и монтажных работ".
В соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов "мастер строительных и монтажных работ" - это полное наименование должности с определенным перечнем обязанностей, предусмотренных в должностной инструкции для этой должности. На строительстве, реконструкции и т.п. могут быть заняты и другие мастера, которым в зависимости от выполняемых должностных обязанностей устанавливаются другие наименования должностей, которые Списками N 2 не предусмотрены.
Законодатель не включил в Списки должности, при работе в которых гражданин может частично выполнять функции, относящиеся к тем должностям, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, однако в целом характер работы в этих должностях не свидетельствует о выполнении той работы и тех обязанностей, несении тех нагрузок, которые характерны для работы в должностях, указанных в Списках.
Постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 г. N 016 утвержден Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных рядов", согласно которому должности "мастер" и "мастер строительных и монтажных работ" выделены как самостоятельные профессии с присвоением кодов "23187" и "23419".
То, что указанные должности являются самостоятельными должностями, подтверждается также Постановлением Госстандарта Российской Федерации "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94" ("Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов") от 26 декабря 1994 г. N 367 (коды "23796" и "23991").
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Учитывая, что доказательств, подтверждающих выполнение работ на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов, истцом не представлено, при этом должность мастера согласно представленным в материалы дела трудовой книжке, архивным справкам, приказам не соответствует должностям, поименованным Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, суды обоснованно не нашли оснований для включения спорного периода в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
По существу доводы кассационной жалобы Макаровой С.Н. сводятся к выражению несогласия с выводами судов первой и апелляционной инстанций по фактическим обстоятельствам спора, произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств, направлены на иную оценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела не подтверждают, основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке служить не могут.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Иланского районного суда Красноярского края от 23 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 12 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Макаровой Светланы Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.