Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Демидчик Н.В.
при секретаре судебного заседания Бахтиновой В.В, с участием прокурора Екимцова М.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-38/2021 (УИД N) по административному исковому заявлению Региональной общественной организации "Комитет экологического контроля Ставропольского края" к Правительству Ставропольского края об оспаривании нормативного правового акта в части по частной жалобе Региональной общественной организации "Комитет экологического контроля Ставропольского края" на определение Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2021 г. о прекращении производства по делу,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2019 года N594-п утверждена территориальная схема обращения с отходами в Ставропольском крае.
Региональная общественная организация "Комитет экологического контроля Ставропольского края" обратилась в Ставропольский краевой суд с административным иском к Правительству Ставропольского края о признании незаконной (недействующей) с момента официального опубликования территориальной схемы обращения с отходами в Ставропольском крае, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2019 года N 594-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 года N 408-п "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае" в части:
1. Раздела 1 "Нахождение источников образования отходов" в части отсутствия сведений о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации;
2. Раздела 2 "Количество образующихся отходов" в части недостоверного отражения показателей по форме 2-ТП (отходы);
3. Раздела 3 "Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов", таблицы 14, 14.1, 16, в части расхождения целевых показателей;
4. Раздела 4 "Места накопления отходов" в части отсутствия картографического материала с данными о нахождении мест накопления отходов";
5. Раздела 5 "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" в части отсутствия картографического материала со сведениями о почтовом адресе и (или) географических координат местонахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
6. Раздела 8 "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" в части отсутствия графического отображения движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
7. Раздела 9 "Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов" в части отсутствия сведений о планируемом выведении из эксплуатации инфраструктурных объектов;
8. Раздела 10 "Оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов" в части отсутствия сведений об объёмах необходимых капитальных вложений для вывода из эксплуатации инфраструктурных объектов;
9. Раздела 11 "Сведения о зонах деятельности региональных операторов" в части указания наименования юридического лица (регионального оператора), определяемого на основании конкурентных способов;
- возложении обязанности на Правительство Ставропольского края привести территориальную схему обращения с отходами в Ставропольском |крае, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 14 декабря 2019 года N 594-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 22 сентября 2016 года N 408-п "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае" в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям федерального законодательства: постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных | схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем", Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральному закону от 25 декабря 2018 года N 483-ФЗ "О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 мая 2019 года N 303 "Об утверждении порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов", и потому в данном виде применяться не может.
Определением Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2021 г. производство по административному делу по административному исковому заявлению Региональной общественной организации "Комитет экологического контроля Ставропольского края" об оспаривании нормативного правового акта прекращено.
В частной жалобе Региональная общественная организация "Комитет экологического контроля Ставропольского края" просит определение отменить, указывая, что Региональная общественная организация "Комитет экологического контроля Ставропольского края" действительно не является субъектом общественного контроля по смыслу законодательства Российской Федерации, однако данный факт не исключает ее права в соответствии со статьями 40, 218 КАС РФ на обращение в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, поскольку Региональная общественная организация "Комитет экологического контроля Ставропольского края" и ее работники, являются плательщиками платы за вывоз ТКО. Полагает, что при вынесении обжалуемого определения судом были нарушены нормы процессуального права в части сроков рассмотрения административного иска. Считает, что после принятия Ставропольским краевым судом административного заявления к рассмотрению, процессуальная возможность для прекращения производства по делу отсутствует.
В дополнительной частной жалобе, направленной в суд апелляционной инстанции, административный истец указывает, что несоответствие территориальной схемы обращения с отходами Ставропольского края требованиям законодательства Российской Федерации создает избыточную нагрузку на объекты инфраструктуры всего Ставропольского края, что приводит к повышению негативного воздействия на окружающую среду.
В возражениях на частную жалобу Правительство Ставропольского края, прокуратура Ставропольского края просят оставить определение без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
В судебных заседаниях суда апелляционной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ представитель Региональной общественной организации "Комитет экологического контроля Ставропольского края" Часовский Т.В. просил определение Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2021 г. отменить, решить вопрос по существу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель правительства Ставропольского края, министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Горбачева И.П, участвовавшая в судебном заседании посредством видеоконференец-связи просила оставить определение Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2021 г. без изменения, частную жалобу без удовлетворения.
В заключении прокурор Екимцов М.Н. полагал определение суда подлежащим отмене с направлением дела на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив изложенные в частной жалобе доводы, исследовав представленные материалы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что действующее правовое регулирование позволяет оспорить нормативный правовой акт лицам, в отношении которых применен этот акт, а также лицам, которые являются субъектами отношений, регулируемых таким актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. При этом, как указал суд, федеральный законодатель установилвозможность реализации права общественного объединения обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если такое право будет предусмотрено федеральным законом.
Проанализировав Устав Региональной общественной организации "Комитет экологического контроля Ставропольского края", суд первой инстанции сделал вывод о том, что общественный контроль в области обращения с отходами не входит в уставные цели и задачи административного истца.
Также суд первой инстанции отметил, что обращаясь с административным исковым заявлением, административный истец не указал, каким образом нарушаются права членов общественной организации оспариваемым нормативным правовым актом, с учетом того, что ни общественное объединение, ни его члены не являются участниками отношений, возникающих в сфере обращений с твердыми коммунальными отходами.
При этом оспариваемая территориальная схема обращения с отходами на территории Ставропольского края сама по себе не препятствует осуществлению общественной организации уставных целей и задач, не нарушает права и свободы граждан, не создает препятствий к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, не возлагает на них незаконные обязанности. Сведений о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу не представлено.
Суд апелляционной инстанции с изложенным выводом не соглашается, поскольку он основан на неправильном применении норм процессуального права, регулирующих порядок реализации права общественного объединения на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
Одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в пункте 2 статьи 3 КАС РФ, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом (часть 2 статьи 208).
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами", по смыслу частей 2, 3, 5 статьи 40, части 2 статьи 208 КАС РФ общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц в случае, если это предусмотрено федеральным законом (например, часть 4 статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", абзац восьмой пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абзац девятый части 2 статьи 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
В силу абзаца восьмого пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться с исками по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.
Из системного толкования изложенных положений следует, что общественным объединениям федеральным законом предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правого акта или его части в интересах неопределенного круга лиц в целях охраны окружающей среды с учетом уставных задач и направлений деятельности.
Согласно Уставу Региональная общественная организация "Комитет экологического контроля Ставропольского края" является общественным объединение, созданным гражданами Российской Федерации. Предметом ее деятельности является участие в общественных отношениях в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также защита экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Одна из целей деятельности объединения - содействие в реализации права каждого на благополучную окружающую среду.
Административным истцом оспариваются отдельные положения территориальной схемы обращения с отходами в Ставропольском крае, в том числе по основанию нарушения процедуры принятия.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" территориальная схема - текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" основным принципом правового регулирования обращения с отходами производства и потребления является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Таким образом, территориальная схема обращения с отходами регулирует правоотношения, связанные с защитой окружающей среды.
При таких обстоятельствах, Региональная общественная организация "Комитет экологического контроля Ставропольского края" имеет право на подачу в суд общей юрисдикции в интересах неопределенного круга лиц административного иска об оспаривании нормативного правового акта по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.
Между тем, вывод суда первой инстанции об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным иском сделан без учета указанных выше норм и положений.
В силу пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено данным кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 указанного кодекса.
Применительно к административным исковым заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов пунктом 3 части 1 статьи 128 КАС РФ предусмотрено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, не следует, что этим актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку в данном случае административный истец имеет право на предъявление административного иска в интересах неопределенного круга лиц, производства по делу не могло быть прекращено по указанному суду основанию.
В связи с допущенными судом первой инстанций нарушениями норм процессуального права, определение Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2021 г. нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2021 г. отменить, административное дело по административному исковому заявлению Региональной общественной организации "Комитет экологического контроля Ставропольского края" к Правительству Ставропольского края об оспаривании нормативного правового акта в части направить в тот же суд для рассмотрения по существу.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.
Судья Н.В. Демидчик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.