Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Колпаковой А.В, судей Солдатовой С.В, Фофонова А.С, при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4/2021 (УИД 09OS0000-01-2020-000019-03) по административному исковому заявлению Хубиева Махара Хусеевича об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости по апелляционной жалобе административного ответчика Правительства Карачаево-Черкесской Республики на решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 23 апреля 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено в части.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В,
УСТАНОВИЛА:
Хубиев М.Х, являясь собственником объектов недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером N, площадью 138 284 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 2 588 кв.м, расположенных по адресу: "адрес" обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указал, что считает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, определенную по состоянию на 17 января 2014 г, в размере 14 535 031, 24 руб, кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, определенную по состоянию на 21 февраля 2014 г, в размере 32 893 997, 60, завышенными. Полагает, что завышенная кадастровая стоимость объектов недвижимости увеличивает размер его налоговых платежей.
В обоснование заявленных требований представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка N 20-36 от 16 марта 2020 г, отчет об оценке рыночной стоимости здания цеха ЖБИ N 20-37 от 10 марта 2020 г, выполненные индивидуальным предпринимателем ФИО10, согласно которым, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 17 января 2014 г. определена в размере 5 293 386 руб, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 21 февраля 2014 г. определена в размере 2 662 803 руб. Просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в указанных размерах.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции в целях проверки достоверности размеров рыночной стоимости объектов, принадлежащих административному истцу, определенных оценщиком, назначена судебная экспертиза, по результатам которой представлено заключение эксперта N 21-Э/03/2021 от 18 марта 2021 г, подготовленное экспертом общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Аргумент" ФИО9, согласно выводам которого, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 17 января 2014 г. определена в размере 33 534 000 руб, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 21 февраля 2014 г. определена в размере 5 920 000 руб.
Решением Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики административные исковые требования удовлетворены в части. Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 21 февраля 2014 г. в размере 5 920 000 руб. В удовлетворении административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N - отказано. Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объектов недвижимости постановлено считать 17 марта 2020 г.
Этим же решением суда с административного ответчика Правительства Карачаево-Черкесской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Аргумент" взысканы 42 500 руб, подлежащие выплате эксперту; с административного истца Хубиева М.Х. взысканы 42 500 руб, подлежащие выплате эксперту.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Правительство Карачаево-Черкесской Республики подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части установления кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N отменить, как вынесенное с существенным нарушением норм материального права. Бремя несения судебных расходов просит в полном объеме возложить на административного истца.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом Хубиевым М.Х. представлены письменные возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, участия не принимали, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается материалами дела, ходатайств об отложении судебного разбирательства - не заявляли.
От административного ответчика Правительства Карачаево-Черкесской Республики поступило ходатайство с просьбой рассматривать дело в отсутствие представителя Правительства Карачаево-Черкесской Республики.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Согласно статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловным основанием к отмене решения суда является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Хубиев М.Х. является собственником объектов недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером N, площадью 138 284 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 2 588 кв.м, расположенных по адресу: "адрес".
Как усматривается из сведений, предоставленных по запросу суда апелляционной инстанции Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Карачаево-Черкесской Республике, кадастровая стоимость объекта капитального строительства определена в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с Законом об оценочной деятельности кадастровая стоимость - это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3).
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу положений статьи 24.19 указанного федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных данной статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
Предусмотренные данной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 г. N П/210, в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности, полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Таким образом, при проведении кадастрового учета объекта недвижимости либо изменений его характеристик, в случаях, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, определение кадастровой стоимости такого объекта недвижимости осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Применительно к таким объектам недвижимости указанное учреждение является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по административным делам об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Рассматривая административный иск и удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции в нарушение статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не привлек к участию в деле в качестве административного ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", чем фактически разрешилвопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в административном деле в надлежащем процессуальном статусе.
При этом само по себе участие в деле в качестве заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не наделяет его правами и обязанностями административного ответчика.
Поскольку административное дело рассмотрено судом без привлечения к участию в деле в качестве административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", судебная коллегия приходит к выводу об отменен решения суда в силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, верно определить круг лиц, участвующих в деле, дать надлежащую оценку всем доказательствам по делу, приняв во внимание данные о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о результатах очередной государственной кадастровой оценки спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 23 апреля 2021 г. отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 сентября 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.