Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С. и Салтыкова Е.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-775/2021 (УИД 23OS0000-01-2021-000057-40) по административному исковому заявлению Козловой Марины Викторовны о признании не действующим пункта 63639 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752, по апелляционной жалобе Козловой Марины Викторовны на решение Краснодарского краевого суда от 12 апреля 2021 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И, объяснения представителя административной истца Козловой М.В. Зафирова С.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также - перечень на 2021 год, Перечень).
Пунктом 63639 перечня на 2021 год в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое помещение с кадастровым номером 23:37:0105009:599 площадью 67, 5 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, ш. Анапское, д. 1 "г", квартира 368.
Козлова М.В, являющаяся собственником указанного объекта недвижимости, обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приведенного пункта Перечня, обосновывая требования тем, что нежилое помещение не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечень объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает ее права, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 12 апреля 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, настаивает на доводах об отсутствии правовых оснований для включения объекта недвижимости в оспариваемый Перечень.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором поданы возражения об их несостоятельности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, правильно пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Проверяя соответствие содержания Перечня в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, в оспариваемый Перечень.
Судебная коллегия считает позицию суда первой инстанции ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 указанной статьи НК РФ определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового центра, торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, и находится в здании, не относящемся к административно-деловому центру или торговому центру.
При этом статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером 23:37:0105009:599 входит в состав многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, г. Анапа, ш. Анапское, д. 1 "г", который в силу действующего законодательства не обладает признаками административно-делового или торгового центра.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:0105009:948, в пределах которого расположен указанный многоквартирный жилой дом с входящим в его состав нежилым помещением с кадастровым номером 23:37:0105009:599, - "для размещения парковки автотранспортных средств", не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), с разъяснениями, данными Управлением Росреестра по Краснодарскому краю в письме от 17 февраля 2021 г. N 13-152/006676, нежилое помещение с кадастровым номером 23:37:0105009:599 имеет назначение: "нежилое", наименование "нежилое", которые также не предусматривают размещение в нем объектов, подпадающих под признаки недвижимого имущества, предусмотренного статьей 378.2 НК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение в соответствии с технической документацией предназначено для размещения торговых объектов, что подтверждает обоснованность включения данного объекта недвижимого имущества в перечень на 2021 год.
Согласно техническому паспорту на помещение с кадастровым номером 23:37:0105009:599, составленному Отделом ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по г.-к. Анапа по состоянию на 7 июля 2011 г, данный объект имеет наименование "магазин N 368"; из экспликации к поэтажному плану следует, что помещение с наименованием "торговый зал" занимает 61, 7 кв. м, что составляет более 20 процентов от общей площади нежилого помещения (91 %).
При этом судом отклонены в качестве доказательства, подтверждающего доводы административного истца о неправомерности включения нежилого помещения в оспариваемый Перечень, результаты его обследования на предмет фактического использования, проведенного специалистом отдела обследования объектов капитального строительства государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" и оформленного актом обследования от 24 июля 2019 г, согласно которому 91, 4% от общей площади вышеуказанного нежилого помещения занимает офисное помещение, в котором размещена офисная мебель и организационная техника, шкафы для хранения документации, кожаные диваны, мебель для переговоров.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 августа 2019 г. N 1731 установлен вид фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером 23:37:0105009:599 - "для размещения офисов".
Акт обследования объекта недвижимого имущества в целях определения вида его фактического использования от 24 июля 2019 г. являлся предметом судебной проверки в рамках рассмотрения административного дела по административному иску Козловой М.В. об оспаривании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N 2837, которым принадлежащее административному истцу нежилое помещение было включено в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Решением Краснодарского краевого суда от 2 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2020 г, указанный административный иск Козловой М.В. удовлетворен.
Правильно прийдя к выводу о том, что акт обследования объекта недвижимого имущества в целях определения вида его фактического использования от 24 июля 2019 г. не мог служить надлежащим доказательством, обосновывающим законность включения нежилого помещения в перечень на 2021 г, поскольку в силу положений пункта 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. N 319, в перечень объектов недвижимого имущества, на очередной налоговый период включаются здания (строения, сооружения) и помещения, вид фактического использования которых определен уполномоченным органом до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, суд первой инстанции оставил без внимания, что уже на момент включения нежилого помещения с кадастровым номером 23:37:0105009:599 в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, фактическое использование нежилого помещения не соответствовало предназначению нежилого помещения как торгового объекта, отраженному в его технической документации, составленной по состоянию на 2011 г.
При наличии противоречий между сведениями о наименовании и назначении нежилого помещения с кадастровым номером 23:37:0105009:599, содержащимися в ЕГРН и его технической документации, имеющегося несоответствия предназначения нежилого помещения, отраженного в технической документации, фактическому использованию, в том числе установленному приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 августа 2019 г. N 1731 - "для размещения офисов", включение принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества в оспариваемый Перечень только на основании сведений, содержащихся в техническом паспорте, без определения его фактического использования, нельзя признать обоснованным и соответствующим требованиям закона.
На момент включения нежилого помещения с кадастровым номером 23:37:0105009:599 в перечень на 2021 год его фактическое использование не устанавливалось.
Возникшие при разрешении административного дела неустранимые сомнения, противоречия и неясности в обоснованности включения вышеуказанного нежилого помещения в оспариваемый Перечень, с учетом положений пункта 7 статьи 3 НК РФ подлежат толкованию в пользу административного истца.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилого помещения условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечень, не представлено, не содержится их и в материалах административного дела.
С учетом изложенного, представленные в материалы дела доказательства опровергают вывод суда первой инстанции о соответствии оспариваемой нормы положениям статьи 378.2 НК РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в признании не действующим пункта 63639 перечня на 2021 год является незаконным, подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Определяя момент, с которого оспариваемая норма Перечня должна быть признана недействующей, судебная коллегия, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым признать пункт 36639 перечня на 2021 год не действующим со дня его принятия, поскольку в ином случае не будет достигнута цель восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 12 апреля 2021 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать не действующим со дня принятия пункт 36639 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N 2752 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее определение суда или сообщение о его принятии в течение тридцати дней со дня принятия определения суда в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.